+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Возражения на акт налоговой проверки сроки подачи

Камеральная проверка: возражения на акт налоговой проверки

Возражения на акт налоговой проверки сроки подачи

Получив акт камеральной проверки, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Это можно сделать в том случае, если: – налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;

– если есть необходимость указать руководителю инспекции (его заместителю) на ошибки, неточности в акте и (или) нарушение прав налогоплательщика в ходе проверки.

Примечание. Налогоплательщик имеет право представить возражения на акт камеральной проверки. И таким образом повлиять на принятие решения в целом по итогам камеральной проверки.

Представление возражений – это право налогоплательщика, т.е. возражения можно не подавать. Причем непредставление возражений не означает того, что налогоплательщик полностью согласен со всем изложенным в акте.

НК РФ дает налогоплательщику право в любом случае представлять пояснения по актам проверок (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ): – в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 4 ст.

101 НК РФ);

– при обжаловании решений по таким актам в вышестоящий налоговый орган и в случае судебного разбирательства (ст. ст. 137 – 138 НК РФ).

Когда правом надо воспользоваться

Своим правом на представление возражений следует воспользоваться, например, если налогоплательщик категорически не согласен с выводами, сделанными налоговиками, и намеревается отстаивать свою позицию перед руководителем налогового органа, в вышестоящем органе или суде.

Практика показывает, что не имеет смысла акцентировать внимание лишь на формальных нарушениях при проведении камеральной проверки (например, нарушение срока проверки). И подавать возражения, основываясь лишь на формальных нарушениях, нет смысла. Более того, это нецелесообразно, поскольку налоговики получат возможность своевременно исправить мелкие недочеты.

Соответственно, налогоплательщик лишится дополнительных “козырей”, ведь на формальные недочеты можно будет указать и в суде. Таким образом, возражать следует лишь относительно тех выводов, которые сформулированы в описательной и итоговой частях акта камеральной проверки.

Налогоплательщик должен понимать, что лишь нарушение срока составления акта или трехмесячного срока проведения камеральной проверки не будет препятствовать вынесению решения ИФНС.

По форме

Возражения подаются в письменной и произвольной форме. Они могут быть поданы: – на акт камеральной проверки в целом; – на его отдельные части (п. 6 ст. 100 НК РФ). Во вводной части указываются: – дата представления возражений; – наименование организации или Ф.И.О.

физического лица; – адрес местонахождения для организации или адрес места жительства для физического лица; – ИНН, КПП; – наименование налогового органа, в который представляются возражения; – Ф.И.О.

и должность налогового инспектора, который проводил камеральную проверку; – по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период); – даты начала и окончания проверки.

Указываются: – возражения относительно конкретных выводов и (или) предложений; – сумма, с взысканием которой налогоплательщик не согласен; – аргументы обеих сторон – налогоплательщика и инспектора. Аргументы следует высказывать кратко, четко, со ссылками на НК РФ.

Ставится подпись руководителя либо физического лица, а также представителя (при наличии). Проставляется печать (при наличии).

Необходимые приложения

Усилить позицию налогоплательщика могут: – судебные решения. Это могут быть решения соответствующих ФАС или решения Высшего Арбитражного Суда РФ; – письма Минфина России, ФНС России, УФНС по субъекту РФ или письменные разъяснения ИФНС России.

Но лучше всего подтверждают правоту налогоплательщика соответствующие документы – регистры учета, “первичка” и т.д. Документы прилагаются в виде заверенных копий. Необходимое уточнение: налогоплательщик имеет право прилагать документы, но не обязан это делать (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Однако наличие документов может существенно повлиять на вынесение положительного решения.

Насколько правомерно представлять недостающие документы в вышестоящий орган или суд? Налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

ВАС РФ указал, что суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Это решение актуально до сих пор, но эта позиция неприменима, если документы уже были истребованы ИФНС в ходе проверки, но не были представлены в инспекцию до вынесения решения без уважительной причины. Уважительными причинами непредставления документов могут считаться, например, следующие: – нет доказательств, что налоговый орган направлял налогоплательщику требование о представлении документов; – нет доказательств надлежащего вручения требования; – документы были изъяты;

– требование не получено по вине сотрудников почты и т.д.

Подаем возражения

Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта камеральной проверки (ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если налогоплательщик не является за актом, уклоняется от его получения и т.д.

, то 15 дней будут исчисляться начиная с седьмого дня после даты отправки акта по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Представить возражения можно в любой день, в том числе и в последний. Но, конечно, лучше не тянуть. Возражения подаются в налоговый орган, который осуществлял проверку и составлял соответствующий акт.

Возражения рассматриваются в течение 10 дней (п. 1 ст. 101, п.

6 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Если нет возможности представить документ одновременно с возражениями, то можно согласовать срок их представления с ИФНС (п. 6 ст. 100 НК РФ). Строго говоря, и согласование не обязательно, поскольку налоговый орган при принятии решения обязан учитывать все имеющиеся у него материалы (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Целесообразнее изготовить возражения в двух экземплярах – один остается в ИФНС, другой, с отметкой канцелярии ИФНС (отметка о приеме, дата приема, подпись и Ф.И.О. принявшего), – у налогоплательщика.

Не следует направлять возражения на акт камеральной проверки по почте, поскольку есть вероятность того, что ИФНС России не получит их до вынесения решения по итогам проверки. К сожалению, возможности продления срока представления возражений НК РФ не предусматривает.

Срок, в течение которого руководитель инспекции (его заместитель) должен вынести решение, отсчитывается от даты окончания 15-дневного срока для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ). Однако возражения, поданные позже установленного срока, но до вынесения решения по итогам проверки, должны быть учтены при вынесении решения.

То есть в любом случае у налогоплательщика остается право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). То есть свои аргументы можно привести при обжаловании решения по итогам камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе или суде.

Если право на возражения нарушено

Одно из наиболее распространенных нарушений права налогоплательщика – вынесение решения до истечения срока подачи возражений. Решение, которое принято до истечения срока подачи возражений, будет отменено, если налогоплательщик: – не был уведомлен о дате рассмотрения материалов и – не участвовал при их рассмотрении.

К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относятся (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ): – обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя; – обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В данном случае налицо нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, что является безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки. Часто налогоплательщик лишается возможности представить возражения, поскольку не вручается акт камеральной проверки до рассмотрения ее материалов.

Например, акт пришел по почте после того дня, на который было назначено рассмотрение материалов проверки. Можно с уверенностью утверждать, что суд примет решение в пользу налогоплательщика, если он был не извещен о дате рассмотрения материалов проверки и не присутствовал на нем. Если же налогоплательщик присутствовал при рассмотрении, то, скорее всего, суд не станет отменять решение.

Процедура рассмотрения предполагает оглашение акта и то, что налогоплательщик может дать объяснения (ст. 101 НК РФ). Случается, что вовремя представленные возражения не включаются в материалы проверки.

Причины могут быть самые разнообразные, но ситуация складывается всегда одна: – налогоплательщик, будучи уверенным, что высказал свою позицию в возражениях, не является на рассмотрение материалов проверки;

– руководитель инспекции (его заместитель), не “встретив” возражений, принимает решение без учета возражений и объяснений налогоплательщика.

Примечание. Целесообразно присутствовать при рассмотрении материалов проверки или направить представителя.

На тот случай, если выяснится, что возражения налогоплательщика не поступали, рекомендуется запастись доказательствами того, что они были своевременно представлены: – копией с отметкой о принятии ИФНС;
– почтовыми документами – квитанцией и описью вложения (если возражения направлялись по почте).

С учетом того что праву налогоплательщика представить возражения на акт корреспондирует обязанность фискалов принять и рассмотреть их в составе материалов налоговой проверки, скорее всего, решение ИФНС будет отменено в судебном порядке. Однако это возможно в том случае, если в возражениях содержалась информация, которая однозначно подтверждает правоту налогоплательщика.
 

Июль 2012 г.

Камеральная проверка, Налоговые споры

Источник: http://www.pnalog.ru/material/kameralnaya-nalogovaya-proverka-vozrazheniya

О подаче возражений на акты налоговых проверок: разъяснения фнс

Возражения на акт налоговой проверки сроки подачи

Карпова Е.В., эксперт журнала

Главное налоговое ведомство страны рассказало, как рассматриваются возражения на акты налоговых проверок налогоплательщиков (Информация ФНС). Полагаем, что основные моменты темы будут интересны широкому кругу читателей.

Акты налогового органа

Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику (см. таблицу ниже).

Вид налогового контроляОформление результатов (примечание)Сроки для оформления результатов налогового контроля
Камеральная налоговая проверка (КНП)Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, – п. 5 ст. 88 НК РФ)*10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ)
Выездная налоговая проверка (ВНП)Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ).
Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)

* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 100 НК РФ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 101.4).

*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4).

Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.

Подача возражений

Налогоплательщик может не согласиться:

  • с выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);
  • с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

К сведению:

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени (см. таблицу ниже).

Выражение несогласия на…Срок для подачи возражения на акт налоговой проверки
…акт налоговой проверкиМесяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)
…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушенияхМесяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)
…результаты дополнительных мероприятий налогового контроляВ течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)

Возражения на налоговую проверку подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

К сведению:

Законные представители – это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ); уполномоченные представители – представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок

В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения на налоговую проверку направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.

К сведению:

Номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Рассмотрение возражений

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются в следующем порядке
(см. схему ниже):

Рассмотрение материалов налоговой проверки
Проверка явки лица, в отношении которого составлен акт
В случае явки лицаВ случае неявки лица
Налоговый орган рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия)Налоговый орган устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки

Далее ФНС приводит следующий алгоритм действий:

Извещение лица установлено…
…надлежащим…ненадлежащим
Присутствие лица…Принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки
…обязательно…необязательно
Принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверкиПринимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу налоговый орган должен (п. 3 ст. 101 НК РФ):

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки станет одно из следующих решений:

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ). 

НДС: проблемы и решения, №6, 2018 год

Источник: https://www.audar-press.ru/obzhalovat-reshenie-nalogovoy-proverki

Возражение на акт налоговой проверки

Возражения на акт налоговой проверки сроки подачи

Если выводы сотрудников ИФНС, отраженные в акте выездной или камеральной проверки, могут негативно сказаться на интересах и безопасности бизнеса, от лица компании составляется возражение.

От того, насколько аргументированным и структурированным получится этот документ, зависит степень его влияния на окончательное решение по итогам проверки. Его можно будет обжаловать уже только в налоговом Управлении или суде (см.

определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Значение возражения на акт налоговой проверки для бизнеса

Акт налоговой проверки не является финальным документом – он лишь оповещает налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков. Поэтому важно изложить позицию собственника бизнеса до предъявления каких-либо требований, влекущих за собой правовые последствия.

Еще лучше – организовать с помощью экспертов всю финансовую отчетность так, чтобы у инспекторов не возникало претензий на камеральных проверках, а риск назначения выездной проверки сводился к нулю. Предварительное прогнозирование налоговых рисков сэкономит не только ресурсы компании, но и время и нервы ее сотрудников.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice контролируют уровень налоговой нагрузки клиента, анализируя всевозможные риски и предугадывая наперед возможные действия налоговиков.

Мы знаем, что и как проверяет ИФНС: чтобы предотвратить возможные потери бизнеса, наши эксперты согласовывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений – поэтому даже по итогам самой пристрастной проверки сотрудники ИФНС не смогут сформулировать какие-либо замечания.

В каких случаях составляется акт налоговой проверки

Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках.

Но в случае выездных проверок данный документ составляется всегда – поэтому их лучше избежать, чем потом вступать в письменную дискуссию с ИФНС.

При камеральных проверках акт имеет место быть, если налоговики нашли нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ) – а это при грамотной организации налогового и бухгалтерского учета также можно исключить.

Акт камеральной налоговой проверки

По итогам любой камеральной проверки инспекторы делают выводы, нарушил ли налогоплательщик законодательство или нет. Если факты нарушения удалось выявить, сотрудники инспекции в течение 10 дней после окончания проверки составляют акт камеральной проверки (в соответствии с п.

5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.). Исходя из изложенной в нем информации, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или нет (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Отсутствие акта является для суда основанием для отмены решения, вынесенного ИФНС по результатам рассмотрения материалов проверки – даже в случае выявления нарушений (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки

В отличие от предыдущего документа, акт выездной налоговой проверки составляется и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено (пп. 1, 3 ст. 100 НК РФ).

В противном случае итоговое решение по результатам проверки не может соответствовать нормам законодательства – ведь оно выносится уполномоченным лицом только после рассмотрения всех материалов, относящихся к проверке, в том числе самого акта (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен по форме, утвержденной ФНС России в приказе от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 23), и содержать описание выявленных нарушений и принятого налоговиками решения.

Поэтому собственник бизнеса в любом случае должен быть информирован о предварительных выводах ИФНС и иметь возможность составить возражение, в котором выскажет свое видение ситуации.

При формулировании опровержений важно учесть все нюансы процесса вынесения итогового решения руководством ИФНС, а это под силу только экспертам.

Срок и порядок подачи возражения

На подачу возражений Налоговый кодекс отводит 1 месяц со дня получения налогоплательщиком акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Направить возражения на акт возможно:

  • через канцелярию подразделения налоговой службы;
  • по почте;
  • в электронном виде через специальную форму или личный кабинет на сайте ФНС.

Выражая свое несогласие с фактами, выводами и предложениями из акта налоговой проверки, лучше приложить копии документов, подтверждающих обоснованность ваших возражений.

Эксперты 1С-WiseAdvice всегда готовы оказать клиентам всестороннюю экспертную поддержку, обеспечивающую безопасность бизнеса в самых угрожающих условиях.

Большая практика составления аргументированных возражений, которые всегда учитывали при вынесении итогового решения по результатам проверки, позволяет нашим специалистам сформировать собственную систему выстраивания взаимоотношений с ИФНС в этом вопросе.

Мы не только готовим обоснованные ответы на запросы и требования, даем пояснения, но и боремся за благоприятный для клиента исход по итогам налоговой проверки уже после вынесения решения, в том числе в суде.

Общие требования к составлению возражения

Закон не устанавливает конкретную форму для возражения на акт проверки. Статья 139.2 Налогового кодекса предусматривает лишь общие требования к форме и содержанию жалоб, которые можно использовать и при составлении возражений – в бумажном или электронном формате.

В содержании документа необходимо указать свои данные; реквизиты акта налоговой проверки; в какой именно ФНС подается возражение; перечень оснований, подтверждающих, по мнению налогоплательщика, необоснованность выводов инспекторов; свои требования и предпочитаемый способ получения ответа (почта, электронная почта и т.д.).

Рекомендуемая структура состоит из трех условных разделов:

  • вводного, в котором необходимо информировать адресата о том, когда и в отношении кого проводилась проверка;
  • описательного – перечня всех нарушений, указанных в акте, и аргументированных возражений на них со стороны налогоплательщика;
  • резолютивного – здесь кроме собственных выводов заявитель может указать на необходимость уведомления его о месте и времени рассмотрения возражений.

Каждое возражение на обнаруженное нарушение необходимо выделять в отдельный пункт со ссылкой на нормы законодательства, действовавшие на момент проверки. Независимо от характера перечисленных в акте претензий налогоплательщик может ссылаться на смягчающие обстоятельства – они перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ.

Образец возражения от ФНС России

Образец возражения 1C-WiseAdvice

Эксперты консалтинговой компании 1C-WiseAdvice знают, как именно оградить ваш бизнес от излишнего внимания контролирующих органов.

Наш риск-ориентированный подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки.

Его эффективность обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников. Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

Но если по результатам проверки вы все-таки получили акт, специалисты 1C-WiseAdvice приложат максимум усилий, чтобы предотвратить убытки или свести их к минимуму.

Шаблонная форма возражения от ФНС, которая находится в свободном доступе на многих специализированных ресурсах, предусматривает изложение типичных спорных ситуаций с заведомо проигрышной позиции.

Одни лишь ссылки на «законы и иные нормативные правовые акты» вряд ли повлияют на итоговое решение уполномоченных лиц, а соответственно, не освободят от ответственности. Не стоит надеяться, что удастся найти явные формальные ошибки в действиях налоговых инспекторов.

Возражения, составленные экспертами 1С-WiseAdvice, формируют комплексную картину несостоятельности представленных в актах выводов проверяющих.

Многолетний опыт, понимание процессов формирования итогового решения «изнутри», оперирование многочисленными ссылками на регулярно меняющуюся судебную практику и разъясняющие письма вышестоящих инстанций позволит нам свести негативные последствия налоговой проверки к минимуму.

Кроме того, глубокий анализ необоснованности выводов акта налоговой проверки может стать залогом успешного для вас разрешения спора, если придется составлять иск в суд или жалобу в УФНС.

Образец возражения от 1С-WiseAdvice

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/vozrazhenie-na-akt-nalogovoi-proverki/

Что значит возражение на акт налоговой проверки

В каких ситуациях требуется написать возражение? Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации, контроль за тем, уплачивает ли фирма налоги, может осуществляться разными способами, одним из которых является налоговая проверка.

В статье 87 Налогового кодекса РФ указано, что она бывает 2 типов:

  • выездная проверка (можно скачать образец и пример возражения на акт налоговой проверки выездного типа).
  • камеральная налоговая проверка (образец возражения на акт, составленный по ее итогам, доступен для скачивания).

Рекомендуем также изучить следующее видео о том, в чем заключается подготовка к выездной проверке:

В пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ указано, что после выездного проверочного мероприятия работник ФНС обязан составить акт с описанием процедуры и результатов. Однако в ходе камеральной ревизии не во всех случаях необходимо составлять акт. Этот документ требуется, если были выявлены какие-либо нарушения или фирма не уплачивает налоги.

Несмотря на то что в акте зафиксирован итог проведенной работы, а также выводы сотрудника ФНС, данный документ является промежуточным, на него можно написать возражение.

Согласно статье 101 Налогового кодекса РФ, акт ревизии, а также прочая документация и данные о проведенном проверочном мероприятии должны быть рассмотрены, только после этого выносится решение, то есть конечный документ по осуществленному контролю.

Подача возражений на акты налоговых проверок возможна потому, что этот документ промежуточный, его предписания не обязательно выполнять.

Он не нарушает права и интересы компании, прошедшей через проверочное мероприятие. По этой причине акт налогового контроля не нужно отдельно обжаловать.

Такую же точку зрения подтвердил и Конституционный Суд в одном из своих решений (Определение от 27.05.2010 № 766-О-О).

Однако та информация, которая содержится в акте, впоследствии используется для того, чтобы вынести решение по проверочному мероприятию. Но у подконтрольного предприятия может быть собственное мнение, которое не обязано совпадать с выводами инспекторов. По этой причине компания либо ее представитель имеет право составить возражение на акт выездной налоговой проверки.

Обратите внимание! К оформленному возражению можно приложить либо предоставить отдельно в заранее оговоренный срок документацию или дубликаты бумаг, которые заверил нотариус, чтобы подтвердить, что ваше несогласие с результатами контроля обоснованно. Это указано в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Акт налоговой проверки после возражения, которое было составлено от имени организации, можно обжаловать, точно так же, как и выводы специалистов ФНС, производящих контроль.

Для большей наглядности рекомендуем изучить нижеследующий образец возражения по акту выездной налоговой проверки.

Какие ошибки могут совершить работники ФНС во время проведения проверочного мероприятия:

  • нарушения процессуального типа, когда процедура контроля была произведена неправильно;
  • ошибки, которые связаны с нормами материального права. В этом случае была неправильно истолкована документация, учтены не все документы.

Не важно, на какой тип нарушений указывать при составлении возражения по акту налоговой проверки (НДФЛ ли, другие ли вопросы стали предметом контроля). Если этот документ поступает в ФНС, она должна принять какие-либо меры.

Иногда сотрудники фискальной службы проводят дополнительные контрольные мероприятия и по их итогам составляют дополнение к акту. Если налогоплательщик не согласен с какими-либо его положениями, то он также вправе отстаивать свою точку зрения. В этом случае составляется возражение на дополнение к акту налоговой проверки.

Что не стоит обжаловать с помощью предоставления возражений на акт налоговой проверки

Если составлен акт налоговой проверки, возражение, пример которого мы рассмотрели, можно написать во всех случаях, когда допущенные налоговиками ошибки касаются документации, финансового и бухгалтерского учета, а также налоговых выплат. Однако в некоторых ситуациях, оформляя данный документ, не следует в нем указывать второстепенные нарушения при наличии более важных. Например, когда:

  • нарушены сроки проведения инспекции;
  • протокол был оформлен неточно;
  • есть процессуальные нарушения.

На данные нюансы на этом этапе можно не обращать внимание, бросив все силы на описание сути возражения. То есть их необходимо оставить для судебного разбирательства, чтобы, если это потребуется, можно было признать проверочное мероприятие противозаконным.

Важно! Если возражение будет оформлено правильно, приложена требуемая документация, и вся ваша претензия будет относиться к тому, что процедура проведения ревизии не была соблюдена, то в результате суд может постановить провести дополнительный контроль. В этом случае ФНС может обнаружить другие ошибки и нарушения в работе вашей фирмы.

На что, наоборот, обратить пристальное внимание

Прежде чем составлять возражения на акт налоговой проверки (по НДС, налогу на прибыль или прочим вопросам), необходимо подготовить все аргументы и подтверждающую документацию, чтобы доказать, что компания не совершала противозаконных действий. Собранную информацию и документы прикрепляют к возражению. Для этого следует внимательно проверить составленный налоговиками акт, чтобы убедиться в том, что ошибки действительно допущены, и вы сможете подтвердить это.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

В ситуации, когда на момент осуществления контроля ФНС у фирмы не было требуемой документации, но она смогла в течение короткого времени ее предоставить либо ликвидировать недочеты в других документах, следует указать это в возражении.

«Виды налоговых систем: разбираемся в нюансах» Подробнее

Только так можно уменьшить величину налога, который будет доначислен, а также исключить санкции в виде штрафов, пени.

В возражении необходимо детально описать свою позицию, привести весомую причину, почему в работе компании были недочеты. При этом желательно ссылаться на Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, вынесенные ранее судебные решения, а также официальные документы вашей фирмы.

Если в возражении правильно обосновать и аргументировать свою позицию, специалистам из ФНС окажется сложно опровергнуть ваши доказательства.

Кроме того, их можно будет использовать, если начнется судебное разбирательство.

Также стоит помнить о том, что в суде допускается оспаривать те нарушения проверки, указанные в возражении, которые вы ранее уже обжаловали в вышестоящей налоговой инспекции.

Первая инстанция для представления возражения по акту налоговой проверки – ФНС, которая провела данное проверочное мероприятие и оформила акт. Не получится отправить данный документ сразу в суд либо в вышестоящий налоговый орган.

Когда сроки подачи возражения на акт налоговой проверки не были соблюдены, допускается высказать свои претензии в то время, когда материалы станут рассматриваться в ФНС. Конечно, больший вес будет иметь документ в письменном виде. Об этом говорится в пункте 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Как написать возражение по акту налоговой проверки? Его составляют в произвольной форме. Однако при этом следует учитывать имеющуюся практику делового документооборота и соблюсти принятые нормы для подобных бумаг.

Например, в возражении должны содержаться следующие данные:

  • название, номер, а также адрес ФНС, проводившей проверку;
  • данные о компании, ее наименование, адрес;
  • № возражения, а также дата, когда оно было оформлено.

Основной блок содержит в себе следующие данные:

  • акт проверочного мероприятия, на который вы оформляете возражение;
  • описание претензии с указанием подтверждающих аргументов и обоснованием позиции фирмы.

В возражении следует указать законодательные акты, на которые вы ссылаетесь. Они должны подтверждать, что процедура контроля была выполнена с ошибками. Также необходимо приложить дополнительные документы, разместив их в приложении.

Также к возражению можно прикрепить дубликаты бумаг, подтверждающих правоту компании.

Оформленное возражение должен подписать директор организации либо уполномоченный сотрудник. Во втором случае следует приложить доверенность.

Возражения, представленные на акт налоговых проверок, можно подать в ФНС самостоятельно либо через представителя:

  • отправить в канцелярию ФНС либо в окошко приема документации;
  • послать по почте.

Рекомендуется не отражать в возражении процедурные ошибки налоговиков. К примеру, когда ими не были соблюдены сроки принятия документации либо когда нет доказательной базы. В этом случае госинспекция сможет ликвидировать недочеты. Конечно, данные ошибки помогли бы компании дискредитировать решение по проверке в вышестоящей налоговой инспекции.

Заверять оформленное возражение печатью не нужно. Ведь начиная с 2016 г. компании могут не применять штампы и печати. Исключения составляют те случаи, когда это требуется согласно нормативно-правовым актам организации.

«Схемы оптимизации налогов: как законно снизить налоговое бремя» Подробнее

Документ необходимо сделать в 2 экземплярах: один отправляется в ФНС, другой хранится в компании после того, как налоговики отметят, что приняли бумагу.

Срок написания и подачи возражения на акт налоговой проверки

ФНС после проведения проверочного мероприятия (камерального либо выездного характера) выявила несоответствия.

Результатом этого непременно будут неприятные последствия для компании – доначисление налогов и пени либо штрафы, а возможно, и то и другое.

Однако, прежде чем санкции приобретут законную силу, налоговики должны провести некоторые процедуры, например составить акт налоговой проверки.

Таким образом после проверочного мероприятия, если были обнаружены недочеты, налоговики должны в строго указанный срок оформить акт, описав в нем все обнаруженные несоответствия. То есть акт является главной бумагой, в которой отражены итоговые результаты инспекции.

Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ, этот документ должен быть отправлен компании в течение 5 дней после его оформления.

Сроки составления акта налоговой проверки также регламентированы:

  • по результатам проведения камерального проверочного мероприятия – не позднее десяти суток после завершения. Это указано в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ;
  • по результатам выездной налоговой проверки – в течение 60 дней с момента, когда была оформлена справка о проверочном мероприятии.

В случае если компания не согласна с результатами проведенного контроля, возражение на акт налоговой проверки можно составить в течение 30 дней, считая со следующего дня после получения документа. Не имеет значения, какого типа проверка выполнялась – камеральная или выездная – возражение на акт проверки предоставляется в едином порядке.

В случае уклонения компании от получения акта налоговики отправят этот документ почтовой пересылкой (заказное письмо). Дата его вручения — 6-ой рабочий день, отсчет начинается с момента отправки документа. Причем не имеет значения, когда фирме в действительности доставят письмо. То, что компания уклоняется от получения документа, должны доказать работники ФНС.

Когда письмо организация получила с опозданием и не смогла вовремя оформить возражение, решение также может быть отменено.

В некоторых ситуациях компания может потребовать у налоговиков предоставить ей возможность изучить результаты проверки. Последние обязаны это требование удовлетворить согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Срок и процедура рассмотрения возражений на акт налоговой проверки

В пункте 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ указывается, что, прежде чем материалы проверки будут рассмотрены, налоговики должны:

  • сообщить, кто будет рассматривать материалы конкретного проверочного мероприятия;
  • зафиксировать, явились ли лица, которых пригласили участвовать в рассмотрении;
  • если участвует законный представитель организации, в отношении которой выполнялась проверка, его полномочия должны быть проверены;
  • сообщить права и обязанности тех, кто участвует в рассмотрении, согласно статьям 21 и 23 Налогового кодекса РФ;
  • если один из участников будет отсутствовать, рассмотрение материалов контроля должно быть перенесено.

После того как материалы контроля будут рассмотрены, может быть вынесено одно из заключений:

  • требуется провести дополнительное проверочное мероприятие, об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ;
  • следует привлечь к ответственности компанию, которая нарушила закон, согласно пункту 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ4;
  • отказать в привлечении к ответственности фирмы (п. 7 ст. 101 Налогового кодекса РФ);
  • привлечь виновных лиц к ответственности за нарушение закона согласно пункту 8 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ;
  • отказать в привлечении лица к ответственности за нарушение налогового законодательства согласно пункту 8 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ.

Что делать, если пропущен срок на подготовку возражений на акт налоговой проверки

Компания имеет право потребовать отложить рассмотрение проверки. Причина может быть в том, что фирме нужно больше времени на подготовку возражения.

Источник: https://kbdp.ru/news/vozrazhenie-na-akt-nalogovoy-proverki/

Сроки подачи и рассмотрения возражений на акт налоговой проверки

Возражения на акт налоговой проверки сроки подачи

Как уже указывалось ранее, если налогоплательщик не согласен с содержанием или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, то налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию, проводившую проверку, письменные возражения к такому акту (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС РФ от 07.08.2015г. № ЕД-4-2/13890).

Срок подачи возражений определяется со дня, следующего за днем вручения акта налоговой проверки лично налогоплательщику, либо на седьмой день при получении по почте. Письменные возражения к акту налоговой проверки проверяемым лицом предоставляются в следующие сроки:

  • в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;
  • в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки (для консолидированной группы налогоплательщиков).

Точная дата рассмотрения материалов проведенной налоговой проверки устанавливается в пределах десятидневного срока, установленного пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, в которой уточнено, что десятидневный срок рассмотрения материалов налоговой проверки начинает исчисляться со дня истечения пятнадцатидневного срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки проверяемым лицом. Здесь важно отметить, что окончание пятнадцатидневного срока для подачи возражений, влечет за собой лишь начало исчисления десятидневного срока для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки

За налоговым органом закреплена обязанность по уведомлению проверяемого налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или же об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства. В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.

При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений проверяемого налогоплательщика должны учитываются следующие периоды:

  • рассмотрение в течение десяти дней со дня окончания срока, установленного для внесения проверяемым лицом возражений на акт налоговой проверки;
  • срок исчисляется в рабочих днях;
  • при назначении углубленных мероприятий десятидневный период исчисляется со дня окончания углубленных мероприятий;
  • период может быть увеличен в пределах одного месяца.

Налогоплательщик, не успевающий представить свои возражения в установленный законодательством срок, вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. Такое обращение должно быть осуществлено до наступления предельного срока подачи возражений на акт налоговой проверки.

Налоговая, в свою очередь, имеет право вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 Налогового кодекса РФ). На проведение таких дополнительных мероприятий может быть отведен всего один месяц сверх месячного срока, установленного п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ.

Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком.

Письменные возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налоговой инспекции, проводившей налоговую проверку или его заместителем. Решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока на представление возражений, а не со дня фактического представления проверяемым налогоплательщиком возражений по акту проверки.

Отметим, что в Определении Арбитражного суда Республики Алтай от 19 февраля 2016г.

№ А02-1081/2015 говорится, что на основании акта налоговой проверки у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налогов, равно как и у налогового органа не возникает на основании одного лишь акта налоговой проверки права на обращение в суд с требованиями о включении  в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов и т.п.

Поэтому, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, изложенными проверяющим инспектором в акте выездной налоговой проверки, ему необходимо составить письменные возражения на такой акт (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).

Читать далее

Источник: http://apgmag.com/preview/rassmotrenie-vozrajeniy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.