+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Таблица распределение полномочий между субъектами федерации и

Таблица распределение полномочий между субъектами федерации и

Таблица распределение полномочий между субъектами федерации и

Все иные вопросы находятся в исключительном ведении субъектов РФ, регулируются законами и иными актами субъектов РФ.Прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Денежная эмиссия национальной валюты РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ– федеральным монетарным органом. Председатель ЦБ РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента РФ.

ЦБ РФ не подчиняется Правительству РФ, хотя действует в тесном взаимодействии с ним.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его конституционно и законодательно закрепленных функций и полномочий. Нормативные правовые акты

Порядок распределения полномочий между РФ и её субъектами

Федерацию всегда подстерегают две опасности: прийти к унитаризму или распасться на независимые государства.

Каждая из этих опасностей, как правило, имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется различными политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых рамках, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов.

Эту проблему и решает Конституция, закрепляющая статус Федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой. Управление любым государством очень непростое дело, требующее не только анализа текущего момента, но и составление прогнозов.

Как правило, во всех государствах существуют органы, занятые таким анализом и прогнозом.

Это особенно важно для нашего огромного государства.

Кроме того, наша страна характеризуется разнообразием природных условий, этнического состава населения.

Тема взаимоотношений центра и регионов

Вопрос 29: Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст.

По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, издаются два вида федеральных законов: 1) федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования; 2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, установленным в 14 пунктах ст.

72 Консти­туции РФ, относятся: 1.

Распределение полномочий между федеральным центром и субъектами

д.

При всем том, что, как уже отмечалось, перечни, содержащиеся в ст.

71 и 72 Конституции, являются исчерпывающими, нельзя не предвидеть, что по поводу их толкования могут возникнуть споры, которые необходимо будет оперативно разрешать с тем, чтобы обеспечить стабильность конституционных отношений в Российской Федерации.

Такова, как представляется, функция коллизионного права, реализация которого отнесена к ведению Российской Федерации (п. «п» ст. 71).

Форма государственного устройства.

Полномочия федерального центра и субъектов РФ

Конфедерация – это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.

Признаки конфедерации:

  1. Могут быть общие атрибуты власти с сохранением собственных
  2. Нет единой системы органов власти (у каждого государства свои независимые органы власти, хотя могу быть созданы и общие конфедеративные органы)
  3. Финансовая и налоговая система сохраняют специфику входящих в конфедерацию стран
  4. Нет единой армии
  5. Не имеет единой системы законодательства (каждое государство имеет собственные законы)

Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Европейский Союз, СНГ. Россия по форме государственного устройства — федерация. Полномочия федерального центра: а) принятие

7.

Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами

В литературе эта норма иногда толкуется как презумпция компетенции штатов (т.е.

в случаях, не урегулированных Конституцией, компетенция считается принадлежащей штатам). Однако слова «или за народом» удерживают от такой односторонней интерпретации. Ведь народ – это все население США, по крайней мере, весь избирательный корпус, а следовательно, субъект, означающий именно Союз. И толкование Верховным судом США разд.

8 ст. I Конституции, особенно его 18-й позиции, породило доктрину так называемых подразумеваемых полномочий (implied powers), суть которой в том, что кроме прямо перечисленных в Конституции Конгресс имеет и другие полномочия, которые подразумевались конституционным законодателем. Отсюда следует, что сфера федеральной компетенции шире, чем могло бы показаться при беглом прочтении Конституции.

Более четко формулирует презумпцию компетенции кантонов цитированная выше ст.

3 швейцарской Конституции, согласно которой кантоны осуществляют все права, не переданные Союзу.

Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами

По этим вопросам издавать нормативные акты вправе только федеральные органы: Президент России, Федеральное Собрание, Правительство, министерства/ведомства.

Следует отметить, что субъекты федерации представлены в одной из палат российского парламента — Совете Федерации. Представители субъектов федерации, принимая участие в законотворчестве, тем самым — через законы — участвуют в решении вопросов исключительного ведения федерации.

В сферу совместной компетенции федерации и субъектов включены следующие вопросы: обеспечение правопорядка; защита национальных меньшинств; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами; охрана окружающей среды; вопросы образования, культуры; социальное обеспечение; меры по борьбе со стихийными бедствиями, эпидемиями; административное, трудовое, семейное законодательство.

Видно, что эти вопросы не требуют жесткой централизации.

ЕГЭ. Обществознание. Конституция РФ. Статьи 71-72. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ

Среди них наиболее важные:

  1. Оборона страны
  2. Конституционные и федеральные законы
  3. Денежная система
  4. Изменение Конституции РФ
  5. Границы субъектов РФ
  6. Правовые основы всех сторон жизни общества
  7. Государственные награды РФ и другие.

В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем, но с опорой на федеральные законы.

Источник: http://econsalting.ru/tablica-raspredelenie-polnomochij-mezhdu-subektami-federacii-i-62471/

ЕГЭ. Обществознание. Конституция РФ. Статьи 71-72. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ. |

Таблица распределение полномочий между субъектами федерации и

В заданиях ЕГЭ часто бывают вопросы, связанные с разграничением полномочий между РФ и её субъектами. Статьи 71 и 72 Конституции РФ посвящены тому, что находится в ведении РФ, а что в совместном ведении с субъектами. Вспомним эти статьи, на ряде примеров посмотрим, как выполнять задания , связанные с данной темой.

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 72.В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

  1. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Как легко запомнить данный материал?

Помните, что есть вопросы ,которые могут находиться только в ведении РФ. Среди них наиболее важные:

  • Изменение Конституции РФ
  • Конституционные и федеральные законы
  • Правовые основы всех сторон жизни общества
  • Оборона страны
  • Денежная система
  • Границы субъектов РФ
  • Государственные награды РФ и другие.

В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем,  но с опорой на федеральные законы.

Среди них наиболее важные:

  • Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов
  • Образование, здравоохранение, спорт. культура
  • Организация органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Подсказка: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.

Пример № 1

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫСУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
А) судоустройствоБ) фе­де­раль­ные на­ло­ги и сборыВ) обо­ро­на и безопасностьГ) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственностиД) адвокатура, нотариат1) толь­ко фе­де­раль­ный центр2) фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пример № 2

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫУровни предметов ведения
A) природопользование, охра­на окру­жа­ю­щей средыБ) кадры су­деб­ных и пра­во­охра­ни­тель­ных органовB) внешняя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния РФГ) де­неж­ная эмиссияД) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с катастрофами, сти­хий­ны­ми бедствиями1) ведение РФ2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пример № 3

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫСУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсамиБ) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской ФедерацииB) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынкаГ) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­новД) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники1) ведение РФ2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пример № 4

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫСУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) защита семьи, материнства, от­цов­ства и детстваБ) опре­де­ле­ние ста­ту­са и за­щи­та го­су­дар­ствен­ной границы, тер­ри­то­ри­аль­но­го моря, воз­душ­но­го пространстваB) финансовое, валютное, кредитное, та­мо­жен­ное регулированиеГ) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственностиД) со­ци­аль­ное обеспечение1) ведение РФ2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пример № 5

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫСУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) управление фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной собственностьюБ) уста­нов­ле­ние пра­во­вых основ еди­но­го рынкаB) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсамиГ) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с катастрофами, сти­хий­ны­ми бедствиями, эпидемиями, лик­ви­да­ция их последствийД) обо­ро­на и безопасность1) ведение РФ2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D1%84-%D1%81%D1%82/

Федерация – это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Таблица распределение полномочий между субъектами федерации и

Федерация – это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация – одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

  • Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
  • Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
  • Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты – конституции, уставы, основные законы.
  • Субъекты имеют право издавать региональные законы.
  • У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
  • Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • Часть государственной собственности является федеральной, часть – собственностью субъектов.
  • Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата – орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации – международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки – федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти – двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат – орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм – один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма – способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты – Государственной Думы и верхней палаты – Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

  1. Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

  2. Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

  3. Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

  4. Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

  5. Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения – это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

  6. Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • Внешняя политика и оборона.
  • Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
  • Судопроизводство.
  • Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

  • Защита прав и свобод граждан.
  • Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
  • Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
  • Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
  • Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

  • Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства – федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

– Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм – все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций – это признаки федеративного устройства.

Источник: https://www.anews.com/p/111658393-federaciya-ehto-priznaki-i-strany-federativnoe-ustrojstvo-rf/

Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами. Статья 5, пункт 3 Конституции РФ. Конституционные принципы российского федерализма

Таблица распределение полномочий между субъектами федерации и

Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами – важный аспект нормального развития правового государства. Этот принцип закреплен в Конституции России. Он отражает возможность регионов получать правомочия в некоторых сферах деятельности.

Юридические способы закрепления полномочий между Федерацией и субъектами

По нормам Конституции, Российская Федерация состоит из краев, республик, областей, округов и областей автономного типа, городов с федеральным значением. Каждый субъект равноправный.

Российской Федерацией и регионами разработаны три юридических способа закрепления полномочий:

  • Закрытые.
  • Списочные.
  • Остаточные.

Конституция в статьях 71-й, 72-й определяет, что список предметов федерального и совместного ведения может изменяться только при условии соблюдении порядка внесения корректив по аналогии с поправками в Конституцию. Весь перечень полномочий, закрепленных в указанных статьях, закрытый. Расширенному толкованию он не подлежит.

В статье 73-й рассматриваемого акта закреплено, что все сферы деятельности регионов, не находящиеся в исключительном ведении Федерации или совместно с субъектами, считаются прерогативой этих областей.

Нормативно-правовое регулирование в сфере определения предметов ведения в стране осуществляется через издание и корректировку федеральных конституционных законов и федеральных актов, действующих на всей территории нашего государства.

Предметы ведения государства

В основе разделения полномочий между РФ и ее субъектами лежит грамотное распределение сфер правового регулирования. В исключительном ведении Российской Федерации находятся шесть групп полномочий:

  • Учредительные и государственные (устройство структуры страны).
  • Правоохранительные и законодательные.
  • Военные.
  • Социально-экономические.
  • Внешнеэкономические и внешнеполитические.
  • Конкретизация статуса гражданской личности.

Каждая из указанных групп содержит ряд конкретных полномочий государства, которые не могут передаваться с федерального уровня на региональный.

Предметы исключительного ведения государства

Предметы ведения, не относящиеся к полномочиям субъектов Российской Федерации, состоят в следующем: принятие Конституции и внесение в нее изменений, определение границ территории страны и распределение федеративных субъектов, установление ветвей власти (исполнительной, законодательной, судебной), определение порядка организации работы органов, формирование метрической системы и исчисления времени, картография и геодезия, наименование территорий и объектов, бухгалтерский и статистический официальный учет.

Правоохранительные и законодательные полномочия Федерации заключаются в следующем: принятие законов федерального уровня и внесение в них изменений, защита и регулирование свобод и прав гражданина и человека, а также меньшинств по национальному признаку, прокуратура, судоустройство, законодательство всех сфер (уголовно-процессуальное, уголовное, уголовно-исполнительное, гражданское, арбитражное), регулирование с правовой позиции собственности интеллектуального типа, коллизионное федеральное право.

Военные полномочия России заключаются в следующем: безопасность, оборона, производство оборонной техники и оборудования, установление порядка покупки и продажи оружия (техники, боеприпасов), производство веществ ядовитого и наркотического характера, определение порядка использования указанных веществ, фиксация статуса границы государства с моря и воздуха и их защита.

Социально-экономические полномочия Федерации заключаются в следующем: управление государственной федеральной собственностью, определение основ политики федерального уровня, разработка программ в сфере национального развития страны (в экономической, государственной, экологической, культурной, социальной, национальной областях), установление правовой базы рыночных отношений, регулирование финансовой сферы (кредитное, валютное, таможенное, эмиссионное, ценовое); управление экономическими федеральными службами, банками, бюджетом страны (включая сборы и налоги), федеральными фондами развития регионов, энергетическими государственными системами, энергетикой ядерного типа, транспортом, связью и информацией, путями сообщения, космической деятельностью.

Внешнеэкономические и внешнеполитические полномочия страны заключаются в следующем: управление политикой, отношениями международного характера, вопросами мира и войны, взаимоотношениями внешнеэкономического типа.

Что касается конкретизации статуса гражданской личности, полномочия Федерации заключаются в следующем: присвоение почетных званий, выдача государственных наград, гражданство, помилование и амнистия.

Предметы совместного ведения субъектов и Федерации

Согласно нормам первой части статьи 72-й российской Конституции, к предметам общего ведения страны и ее регионов относятся следующие группы полномочий:

  • Издание федеральных законов, определяющих общие основы нормативно-правового регулирования деятельности регионов.
  • Издание федеральных законов, определяющих правила разграничения компетенции РФ и ее субъектов и порядок реализации возложенных Федерацией полномочий.

Положениями федерального закона № 184 от 6 октября 1999 года установлено, что государственные властные органы в субъектах вправе участвовать в рассмотрении Государственной Думой законопроектов по вопросам, относящимся к совместному ведению.

Процедура участия властных органов в субъектах в рассмотрении законопроектов

Один из способов разграничения полномочий между РФ и ее субъектами – это рассмотрение проектов нормативно-правовых актов, принимаемых Государственной Думой, субъектами региональных органов и Федерации.

Процесс изучения законопроектов состоит из четырех этапов:

  • Согласование предварительного документа с представительными (законодательными) и высшими исполнительными властными органами субъектов Федерации.
  • Создание согласительной комиссии в случае, если больше трети субъектов вынесут отрицательное решение в отношении принятия акта.
  • Если мнения федерального органа и субъекта власти в регионе разделились, считается, что последний свое мнение не высказал.
  • Направление принятого в первом чтении законопроекта, касающегося предметов общего ведения, в представительные (законодательные) государственные властные органы для внесения исправлений и предложений.

Стадии рассмотрения законопроектов

Все законопроекты, касающиеся сферы разграничения полномочий между РФ и ее субъектами или общих вопросов Федерации и региона, на каждом этапе проходят несколько процедур.

При их рассмотрении Государственная Дума предоставляет субъектам тридцать дней для изучения документа и составления отзывов. На следующем этапе допускается созыв комиссии согласительного типа для урегулирования возникших разногласий, если властные органы субъекта выскажутся против принятия документа.

После изучения количества за проект и против него в течение тридцати дней с момента получения властные органы субъекта должны внести поправки в документ для передачи его на изучение во втором чтении.

Предметы исключительного ведения российских субъектов

В статье 72-й Конституции установлено, что разграничение полномочий между РФ и ее субъектами подразумевает передачу их части, касающейся правового характера.

В сферу деятельности региональных органов власти входит пять групп полномочий:

  • Учредительные.
  • Правоохранительные и правозащитные.
  • Законодательные.
  • Социально-экономические.
  • Международные.

Каждая из указанных групп содержит ряд конкретных полномочий России, которые не могут передаваться с федерального уровня на региональный.

Исключительные права субъектов Федерации

Учредительные полномочия состоят в установлении принципов общего типа в отношении организации построения государственных органов власти и самоуправления местного уровня, обеспечении соответствия уставов (законов) российской Конституции и федерального уровня.

Полномочия правоохранительного и правозащитного типа заключаются в следующем: защита и регулирование свобод и прав гражданина и человека, а также меньшинств по национальному признаку, прокуратура, судоустройство, законодательство всех сфер (уголовно-процессуальное, уголовное, уголовно-исполнительное, гражданское, арбитражное), регулирование с правовой позиции собственности интеллектуального типа, борьба с катастрофами и бедствиями природного и техногенного характера, защита памятников и особо охраняемых территорий.

Субъектные полномочия Российской Федерации в законодательной сфере включают правовое регулирование в административной, трудовой, административно-процессуальной, семейной, земельной, жилищной, лесной областях, в области защиты недр и окружающего мира.

Полномочия социально-экономического типа заключаются в установлении базовых принципов взыскания сборов и налогообложения; вопросах владения и пользования недрами и иными ресурсами региона, развития культурных и иных сфер, социальной защиты населения.

Полномочия международного характера заключаются в координации внешнеэкономических и международных связей российских субъектов и выполнении условий международных соглашений.

Способ распределения предметов ведения между Федерацией и регионами по договору

Согласно положениям третьей части 11-й статьи Конституции, органы государственной власти субъектов РФ могут получить часть полномочий по договору. Это закреплено статьей 26.7 закона, регулирующего общие принципы деятельности представительных (законодательных) и исполнительных властных органов в регионах.

Согласно нормам указанного нормативно-правового акта федерального уровня, заключение письменных соглашений о разделении полномочий может иметь место только в случае, если это необходимо по географическим, экономическим или иным параметрам.

договора

Письменное соглашение, заключенное между органами государственной власти субъектов РФ и Федерацией, должно содержать следующие пункты:

  • Перечень правомочий государственных органов власти на уровне субъектов, в отношении которых производится разграничение.
  • Порядок и условия реализации полномочий.
  • Обязанности и права сторон.
  • Период действия соглашения (не более десяти лет).
  • Порядок и основания расторжения соглашения в досрочном порядке.

Процедура подготовки документа

В основе составления договоров о разграничении полномочий лежат принципы российского федерализма. Согласно положениям законодательства, договор проходит несколько этапов:

  • Предоставление проекта инициатором властному органу для одобрения (отклонения).
  • Подписание одобренного договора Президентом.
  • Передача Президентом документа в Государственную Думу в десятидневный срок с момента его подписания.
  • Вступление в силу договора и действующего на его основе федерального закона.

Условия досрочного прекращения действия соглашения

Согласно принципам российского федерализма, субъекты страны вправе получать часть полномочий по договору. Согласно нормам гражданского законодательства, расторгнуть такое соглашение можно на основании согласия сторон или по решению суда.

Если одна из сторон грубо нарушила условия договора, то вторая вправе потребовать его расторжения через суд. В этом случае договор по решению суда признается утратившим силу.

Порядок заключения соглашения о разграничении полномочий

Конституционные принципы российского федерализма, закрепленные нормативно-правовыми актами, определяют ключевые отличия соглашений о разграничении правомочий между Федерацией и субъектами.

Договор должен подписываться руководителем властного исполнительного органа на федеральном уровне. Он вступает в силу после утверждения российским Правительством и опубликования в официальном порядке.

В содержании документа должны отражаться все ключевые условия, сроки действия и порядок расторжения.

Следует помнить, что исполнительные органы федеральной власти, заключившие письменные соглашения о передаче части своих полномочий в период действия статьи 5-й Конституции РФ соответствующим исполнительным властным органам регионов страны, контролируют соблюдение условий этих соглашений. Также они несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

Источник: https://FB.ru/article/462413/razgranichenie-polnomochiy-mejdu-rf-i-ee-subyektami-statya-punkt-konstitutsii-rf-konstitutsionnyie-printsipyi-rossiyskogo-federalizma

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.