+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Статус военнопленных в международном праве

Статус военнопленных в международном праве

Статус военнопленных в международном праве

Попав в плен, военнопленный обязан назвать свое имя, дату рождения и личный номер. Затем эта информация будет передана нейтральным державам или Комитету Красного Креста и позволит военнопленному получать и отправлять через МККК корреспонденцию (включая посылки) и получать денежные переводы. Информация также сообщается державе, на стороне которой воевал военнопленный.

Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности.

Подчиняются военнопленные законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы.

Военнопленный может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за нарушение норм проживания в лагере или побег. Если он совершает преступление, то может быть осужден, но с предоставлением ему всех гарантий справедливого правосудия.

Военнопленные подлежат репатриации, особенно это касается больных и раненых.

Правовой статус военнопленных

В отношении военнопленных запрещаются: дискриминация по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, насилие, запугивание, какие-либо оскорбления.

Применение к ним репрессалий воспрещается. Военнопленные имеют право на уважение их личности и чести.

К женщинам должны относиться со всем полагающимся их полу Уважением и обращаться с ними следует во всех случаях не хуже, чем с мужчинами. Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен.

Режим содержания военнопленных устанавливается с учетом состояния их здоровья, возраста или квалификации. Оказавшись в плену, военнопленный обязан во время допроса назвать только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию.

Допрос должен проводиться на языке, понятном для военнопленного.

Если он

Военнопленные

Международное право определяет, что с В. надлежит обращаться гуманно, без какой-либо дискриминации по расовым, этническим, религиозным, национальным, политическим, социальным или иным признакам.

В. имеют право на уважение их личности и чести, к ним нельзя применять меры насилия, запугивания или оскорбления. Трудоспособные В.

могут привлекаться к работам, связанным с управлением, оборудованием и содержанием в чистоте своего лагеря.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник: в международном праве — лица из состава вооруженных сил одной воюющей стороны, захваченные во

Некоторые аспекты правового статуса военнопленных в международных конфликтах

Он написал трактат «Закон войны и мира», в котором доказывал первичность принципов гуманности по отношению к национальным законам.

Первая конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, зафиксировавшая нормы, регулирующие режим военного плена, была принята в 1899 году на первой конференции мира в Гааге, которая была конкретизирована на второй конференции мира (в 1907-м) с принятием новой конвенции. Первая мировая война (1914-1918) вызвала необходимость дальнейшей разработки норм военного плена, и 27 июля 1929 года в Женевскую конвенцию вошли новые положения, касающиеся гуманного обращения с военнопленными.

Практический словарь гуманитарного права

4 ЖIII, такие лица будут пользоваться покровительством Женевской конвенции об обращении с военнопленными до тех пор, пока их положение не будет определено компетентным судом (ЖIII ст. 5).

• Лицо, принимающее участие в военных действиях и попадающее во власть противной стороны, считается военнопленным, если оно претендует на статус военнопленного, если представляется, что оно имеет право на такой статус, или, если сторона, от которой оно зависит, требует для него такого статуса путем уведомления удерживающей державы или державы-покровительницы (МККК).

В случае возникновения какого-либо сомнения в том, имеет ли любое такое лицо право на статус военнопленного, оно продолжает сохранять такой статус и, следовательно, пользоваться защитой Третьей конвенции и настоящего Протокола до тех пор, пока статус не будет определен компетентным судебным органом (ЖПI, ст.

45 п. 1). В этом случае Протокол

Международно-правовой статус военнопленных

в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

Кроме личного состава вооруженных сил, в III Конвенции перечислен ряд других категорий лиц, имеющих такой же статус: во-первых, это участники движений сопротивления, которые принадлежат к стороне, находящейся в конфликте, и отвечают следующим четырем условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак (если у них нет собственной форменной одежды); открыто носят оружие; соблюдают законы и обычаи войны.

Движения сопротивления должны выполнять все эти четыре условия для того, чтобы их участники имели право на статус военнопленных; во-вторых, ряд лиц, получивших разрешение следовать за вооруженными силами, но не входящих в их состав, имеют право на такое же обращение, как военнопленные (например, члены экипажей судов и самолетов из числа гражданских лиц, военные корреспонденты, за исключением тех журналистов, с которыми следует обращаться как с гражданскими лицами в соответствии с нормами Протокола I)

В отношении военнопленных запрещаются: дискриминация по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, насилие, запугивание, какие-либо оскорбления.

Применение к ним репрессалий воспрещается. Военнопленные имеют право на уважение их личности и чести. К женщинам должны относиться со всем полагающимся их полу Уважением и обращаться с ними следует во всех случаях не хуже, чем с мужчинами.

Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен.

Режим содержания военнопленных устанавливается с учетом состояния их здоровья, возраста или квалификации.

Оказавшись в плену, военнопленный обязан во время допроса назвать только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию.

Допрос должен проводиться на языке, понятном для военнопленного.

Если он

Правовое положение военнопленных

3. Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой.

4.

Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца. 6. Население неоккупированной территории,

Статус военнопленного: социально-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Таким образом, проводимые мероприятия показывают, что, помимо развития профессиональной и общей познавательной мотивации, этической компетентности, формирования коммуникативных навыков, четко продуманная и системная направленность работы в указанном направлении способствует гражданскому (в том числе личностному и профессиональному) становлению курсантов.

1 Сергеев В. В. Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики // Защита и обеспечение прав человека в деятельности милиции : сб.

учебных курсов. Пермь, 2010. С.

197. 2 Ильин И. А. Наши задачи. М., 2000.

Международно правовой статус и защита военнопленных

Статус военнопленных в международном праве

Степень актуальности исследования данной темы подтверждается не только литературными и нормативными источниками, но и происходящими в настоящее время в современном мире военными конфликтами в различных регионах мира, особенно на Ближнем Востоке, которые приводят к человеческим жертвам среди военнослужащих и мирного населения, сопровождаются актами насилия по отношению к лицам, захваченным в плен. Думается, что изучение опыта регулирования режима военного плена и интернирования объективно способствует государствам по предотвращению нарушений в сфере международного права и, самое главное, сохранению жизни, здоровья и человеческого достоинства жертв военных конфликтов. По подсчетам ученых, за последние пять тысяч лет в мире произошло 14,5 тыс.

1864 год был ознаменован началом кодификации, конкретизации и развития этих норм по инициативе Анри Дюнана и затем Международного Комитета Красного Креста, одним из основателей которого он являлся.

В настоящее время основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года: Третья Женевская конвенция защищает военнопленных.

Она определяет их права и подробно формулирует нормы обращения с ними и порядок их освобождения.

Большой вклад в изучение проблемы международного гуманитарного права, в частности вопросов правового регулирования режима военного плена рассмотрены в первую очередь военными историками, военными журналистами и учеными международниками, которые дали обобщенную правовую оценку жертвам войны, как: А.Б. Амелин, И.Н.Арцибасов, С.А.Егоров, Б.И.Борубашев, Э.Ж.Борубашев, М.В.

Буроменский, В.А. Василенко, В.А.

Золотарев, В.П. Галицкий А.И. Гергилева, А.Г.Григорьев, А.Н.

Яковлев, Ш. Датнер, В.Б. Конасов, И.И.

Котляров, А. Я. Капустин, Т.А. Щелокаева, В.И. Тиунов, О.С.Нагорная, Б.Ц. Урланис, М. Хастингс.

Уголовное право, гражданское право

Это может случиться, в частности, если на их родине за время плена произойдет смена политического режима.

При таких обстоятельствах, с одной стороны, нужно в каждом конкретном случае принять решение, приемлемое с точки зрения гуманности, а с другой — не нарушить обязательства, закрепленные в упоминавшейся выше ст.

118. Неоправданная задержка репатриации военнопленных является серьезным нарушением Дополнительного протокола 1 (ст.85 п. 4 б). На наш взгляд, здесь уместно кратко остановиться на рассмотрении’ позиции СССР по вопросу о военнопленных.

Отношение Советского государства к военнопленным армии противника в начале Великой Отечественной войны было выражено в Положении о военнопленных, утвержденном СНК СССР 1 июля 1941 г.

, содержание которого систематически доводилось до сведения личного состава армии фашистской Германии и ее союзников.

Следует отметить право на обжалование действий администрации лагерей для военнопленных в случае нарушения их прав вплоть до правительства СССР.

22. Международно-правовая защита жертв войны

Право беженца на религиозные убеждения.

Право беженца на движимое и недвижимое имущество.

Авторские и промышленные права. Право обращения в суд. Право на труд.

Право на образование. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Каждый человек имеет право на гражданство. Ни одно государство – участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьёзные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться У каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

Международное право и «Узники войны»: проблема правовой защиты военнопленных и интернированных лиц Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Более подробно вопросы содержания военнопленных разъясняла Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными» от 27 июля 1929 г.

Ее текст существенно отличался от предыдущих конвенций о военнопленных и включал 97 статей, сгруппированных по 8 разделам2. В первом разделе содержались общие положения, регламентирующие статус и основополагающие принципы обращения с военнопленными.

Подчеркивалось, что с обезоруженными солдатами противника необходимо обращаться гуманно, репрессии по отношению к пленным не допускались (ст. 2-3), а все вопросы, связанные с их содержанием, возлагались на пленившую их державу (ст. 4). iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Во втором разделе регламентировалась процедура взятия в плен.

Каждый военнослужащий при пленении был обязан сообщить имя, чин и послужной номер.

Принудительные методы получения дополнительных сведений о противнике категорически запрещались (ст. 5)

Некоторые аспекты правового статуса военнопленных в международных конфликтах (2005)

Нововведением стало и распространение положений конвенции на гражданские и национально-освободительные войны.

В 1977 году в нее были добавлены две статьи о правилах обращения с пленными во время «нетрадиционных военных конфликтов» — войнах за самоопределение и гражданских войнах.

Таким образом, основными документами, регулирующими режим военного плена, являются: «Положение о законах и обычаях сухопутной войны» (приложение ко II Гаагской конвенции 1907 года) и ЖК III.

Однако следует добавить, что с 1948 года не было зафиксировано ни одной успешной попытки привлечь преступников к ответственности за жестокое обращение с военнопленными.

Лишь только в 1998 году 120 государств мира приняли решение создать Международный уголовный суд, на котором бы, в частности, рассматривались дела военных преступников.

США отказались признать юрисдикцию этого суда в отношении своих военнослужащих.

Согласно Женевской конвенции 1949 года об обращении с военнопленными под военнопленным понимается лицо, попавшее во власть неприятеля, из состава ВС другой воюющей державы.

Основы международно-правовой защиты жертв войны

Статус военнопленных в международном праве

Международно-правовая защита жертв войны рассматривается в рамках международного гуманитарного права (МГП). Оно предусматривает защиту жертв войны в виде обязанности воюющих стран, в том числе РФ, в процессе вооруженных конфликтов обеспечить международно-правовую защиту некоторым субъектам. В их состав входят:

  • раненые и больные;
  • лица, которые потерпели кораблекрушение и включены в состав вооруженных сил (ВС) на море;
  • военнопленные.

Для таких лиц должен быть предоставлен статус, гарантирующий гуманное обращение с ними. Это предотвращает издевательство, насилие, глумление над людьми и др.

Замечание 1

Основные международные акты, способные определить правовое положение перечисленных лиц, предуставлены Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами I и II к ним, принятыми в 1977 году.

Состав жертв войны

В качестве раненых и больных лиц могут выступать военнослужащие и гражданские лица. Им по причине травм, болезни или прочего физического или психического расстройства (инвалидности) требуется медицинская помощь или уход. Это предусмотрено также для субъектов, воздерживающихся от любых враждебных действий.

В данную категорию также входят те, кто потерпел кораблекрушение или подвергся опасности на море (в других водах), роженицы, новорожденные дети и немощные люди, беременные женщины и прочие субъекты, которым нужна медицинская помощь.

Рассматриваемый режим распространен на личный состав ополченцев, добровольческие отряды, партизан, лиц, которые следуют за ВС, но не входят в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, обслуживающих ВС.

Также это могут быть члены экипажа торгового флота, население находящееся на неоккупированной территории, которое в случае приближения неприятеля способно стихийно взяться за оружие для борьбы с вторгшимися войсками.

Это предусмотрено, если такие лица носят оружие и следуют принципам и нормам МГП.

Любое раненое (больное) лицо, равно как и лица, потерпевшие кораблекрушение, вне зависимости от государственной принадлежности должны пользоваться уважением и защитой.

Россия, как и другая страна, должна обращаться с такими лицами гуманно, что проявляется в предоставлении им в максимально возможной мере и в короткие сроки медицинской помощи и ухода, которых требует их состояние.

Не должно проводиться никакого различия между этими лицами, помимо медицинских соображений. Данную защиту необходимо обеспечивать не только при наступлении войны, но и при начале любого вооруженного конфликта, который возникает между двумя или несколькими сторонами.

Это предусмотрено для случаев, когда одна из сторон не признает состояния конфликта. Нормы, касающиеся защиты жертв войны, должны использоваться в отношении всех случаев оккупации, даже если она не встретила никакого вооруженного сопротивления.

Замечание 2

Что касается нейтральных стран, то они также должны обеспечить международно-правовую защиту для раненых и больных лиц. В этом случае последние не могут частично или полностью отказываться от прав, определенных для них в международных конвенциях.

Если раненое (больное) лицо из состава ВС одной воюющей стороны оказывается во власти другой воюющей стороны, то его считают военнопленным. В адрес такого лица необходимо применять нормы международного права, которые относятся к военнопленным.

Запрещено совершать несколько действий в отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение (включая лиц, приравненных к ним по правовому положению):

  • посягательства на физическую неприкосновенность и жизнь, включая все виды убийств, увечья, жестокое обращение, пытки, истязание;
  • взятие в заложники;
  • посягательство на достоинство человека, в первую очередь, оскорбительное и унизительное обращение;
  • осуществление с помощью лица медицинских или научных экспериментов;
  • удаление органов (отдельных тканей) с целью пересадки;
  • осуждение и использование наказания без наличия предварительного решения суда, которое должно быть вынесено надлежащим образом учрежденным судом (в случае наличия судебных гарантий, которые признаны необходимыми цивилизованными нациями).

Воюющие субъекты должны предпринимать все возможные меры для розыска и перевозки раненых и больных, ограждая их от ограбления и дурного обращения. Они могут обратиться к местным жителям с просьбой подобрать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем. Для этого лицам, которые изъявили желание выполнять подобную работу, должна быть оказана необходимая помощь и выделены льготы.

Для военных властей предусмотрена обязанность давать возможность даже в районах вторжения или оккупированных районах гражданам страны и благотворительным обществам подбирать раненых и больных, по собственной инициативе осуществлять уход за ними.

Помогающие лица не могут быть подвержены преследованию или быть осужденными за перечисленные действия. Конфликтующие страны обязаны по возможности регистрировать информацию о лицах, которые попали в плен и были ранены, больны.

Это осуществляется для последующей передачи в установленном порядке их стране, гражданами которой они являются.

Замечание 3

МГП предписывает воюющим странам формировать медицинские объединения (могут быть военными и гражданскими). Они используются с целью поиска, перевозки, лечения раненых и больных. Их размещают так, чтобы не было опасности при нападении противника на один из военных объектов.

Медицинский персонал, назначение которого состоит в розыске, транспортировке или лечении таких лиц, принадлежит исключительно к администрации санитарных объединений и должен охраняться нормами МГП.

Санитарные формирования и их личный состав в своих правах равен личному составу добровольческих обществ помощи. Последние уполномочены своим правительством.

Также это могут быть организации Красного Креста и прочие национальные общества, которые им соответствуют.

Особенности защиты военнопленных

Защита жертв войны состоит в обязательстве воюющих лиц обеспечить правовой режим для военнопленных. МГП содержит положение о том, что любой комбатант, который попадает во власть противной стороны неприятеля, может являться военнопленным.

Иначе говоря, правами военнопленных могут пользоваться лица, которые принадлежат к личному составу ВС воюющей страны, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие ВС, но не включенные в их состав, члены экипажей судов торгового флота и др.

Если комбатанты нарушают нормы МГП в процессе вооруженного конфликта, попадая во власть противной стороны, то это не отнимает у них права быть военнопленными.

Замечание 4

Военнопленные не могут в какой-то части или полностью отказаться от прав, которые за ними признает международное гуманитарное право или специальные соглашения воюющих сторон.

В соответствии со смыслом МГП военнопленные способны попадать во власть неприятельской страны, а не отдельных лиц (воинских частей), которые взяли их в плен.

По этой причине, вне зависимости от ответственности, которой наделены отдельные лица, именно держащие в плену страны должны обеспечить соблюдение требуемого правового режима военнопленных. Они же несут ответственность за нарушения этого режима.

Передача военнопленных производится держащий в плену страной лишь другой стране, являющейся участницей гуманитарных конвенций. Это происходит только после удостоверения в наличии желания и способности страны, которой должны быть переданы военнопленные, использовать нормы МГП.

После перехода пленных в другую страну на рассмотренных условиях, ответственность за использование норм МГП ложится на принимающую страну до того момента, пока пленники находятся на ее попечении.

Основой правового статуса этой категории военных жертв является норма, в соответствии с которой для обращения с военнопленными предусмотрено гуманное обращение.

Это проявляется в виде запрета на использование любого незаконного акта или бездействие со стороны государства, которое держит в плену, что привело к смерти или ставит здоровье военнопленного под серьезную угрозу.

Так, ни один военнопленный не должен быть физически искалечен и не может быть подвергнут научному или медицинскому опыту, не оправданному соображениями лечения и интересами пленника. Равным образом все военнопленные используют защиту от различных актов насилия, запугивания, любопытства толпы. В их отношении запрещено использовать какие-то ни было репрессалии.

При наступлении любых обстоятельств для военнопленных должно присутствовать уважение к их чести и личности. В отношении женщин следует проявлять должное их полу уважение. В любом случае, не предусмотрено общение с ними хуже, чем с мужчинами.

Пленники в полной мере сохраняют собственную гражданскую правоспособность, которую использовали во время захвата в плен.

Тем не менее, за страной, которая держит в плену, признается компетенция ограничить права, предоставляемые данной правоспособностью (только в той мере, в которой это требуют условия плена).

Государство, держащее в плену, должно обеспечить бесплатное содержание военнопленных и помощь врача, которую может потребовать их состояние здоровья.

Замечание 5

МГП содержит запрет на какую-либо дискриминацию военнопленных (например, по расовым, национальным, религиозным, политическим признакам). Это предусмотрено и для прочих причин, которые основаны на аналогичных критериях (исключая привилегированный режим, установленный страной для военнопленных по возрасту, квалификации или состоянию здоровья).

При пленении в ходе допроса каждый военнопленный должен огласить информацию о своем имени и фамилии, звании, дате рождения и личном номере (другую равнозначную информацию, за неимением данной).

Для получения сведений о пленном нельзя использовать никаких физических или моральных пыток и прочих мер принуждения. Если пленный отказывается отвечать на вопросы, то ему нельзя угрожать, оскорблять его или подвергать ограничениям и преследованиям. Допросы производятся на языке, который понятен для военнопленных.

В максимально короткие сроки после взятия в плен военнопленные должны быть эвакуированы в лагеря, которые располагаются вдалеке от мест, где проходят военные действия. В зоне опасности можно на время задержать лишь военнопленных, которые по состоянию болезни (ранений) подвержены большим рискам при эвакуации, чем при нахождении на месте.

Никто из военнопленных и никогда не может быть отправлен в район, в котором бы он подвергся бы действию огня из боевой зоны. Они не могут быть задержаны там или быть использованы для защиты пунктов или районов от военных операций собственным присутствием.

Условия размещения в лагерях, предусмотренные для военнопленных, должны являться не менее благоприятными, чем те условия, которые используют войска неприятеля, размещаемые в той же местности.

Условия формируются при учете привычек и обычаев военнопленных, не должны причинять вред их здоровью. В лагерях, где вместе с мужчинами находятся военнопленные женщины, для разного пола предусматриваются отдельные помещения для сна.

Военнопленные вправе сохранять знаки различия и государственной принадлежности, предметы, которые имеют субъективную ценность, и знаки отличия.

Страна, которая держит в плену, вправе использовать трудоспособных военнопленных как рабочую силу. Здесь важно учитывать их возраст, пол, звание, физические способности. Это требуется для их поддержания в нормальном моральном и физическом состоянии.

Женевская конвенция о защите жертв войны, принятая в 1949 году, рассматривает условия привлечения к работе, а МГП в своих положениях подробно регулирует вопросы обеспечения военнослужащих питанием и одеждой.

Так, военнопленные, вправе вести переписку, получать денежные переводы, личные или групповые посылки с продуктами питания, одеждой, медикаментами и предметами, которые необходимы им для удовлетворения потребностей.

Во главе лагеря военнопленных стоит офицер из структуры регулярных ВС государства, держащего в плену. Он несет ответственность под контролем своего правительства за знание и правильное применение персоналом лагеря норм МГП, которые призваны определять положение военнопленных.

МГП включает положения, которые касаются ответственности военнопленных за правонарушения, совершенные ими. Военнопленные должны соблюдать законы, устав и приказы, которые действуют в ВС страны, держащей в плену.

Она вправе принимать как дисциплинарные, так и судебные меры в отношении любого лица, находящегося в плену и нарушившего данные законы, уставы и приказы. В каждой ситуации нарушения дисциплины необходимо проведение расследования. За один проступок (проступок по одному и тому же обвинению) военнопленных можно наказать единственный раз.

Все правила, приказы, объявления и извещения, которые включают положения о поведении военнопленных, должны быть сообщены им на понятном языке.

Военнопленные могут быть освобождены и репатриированы после прекращения военных действий. Тех пленных, в отношении которых было возбуждено уголовное преследование, государство может задержать до окончания суда (отбытия наказания).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-pravo/pravovaja-zaschita-zhertv-vojny/

Международно-правовой статус военнопленных | Суворов Групп

Статус военнопленных в международном праве

17.03.2011

Военнопленный — это обезоруженный противник, временно находящийся во власти не отдельного лица или командира воинской части, а во власти воюющего государства (стороны), которое и несет полную ответственность за его судьбу.

Военнопленный не является и не может являться преступником за один лишь факт пленения

В III Женевской конвенции 1949 г. об обращении с военнопленными рассмотрено положение лиц, попавших в плен во время войны: «С военнопленными следует всегда обращаться гуманно». Военнопленными являются лица из состава вооруженных сил одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта.

Во время плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих, что внешне выражается в том, что им разрешено носить свою форменную одежду, что они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными, а также в том, что по прекращении военных действий их следует незамедлительно репатриировать.

Военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, так как именно государство, являясь участником Женевских конвенций, несет ответственность за выполнение своих международных обязательств. в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

Кроме личного состава вооруженных сил, в III Конвенции перечислен ряд других категорий лиц, имеющих такой же статус:

  1. во-первых, это участники движений сопротивления, которые принадлежат к стороне, находящейся в конфликте, и отвечают следующим четырем условиям:
    1. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак (если у них нет собственной форменной одежды);
    2. открыто носят оружие;
    3. соблюдают законы и обычаи войны.
      Движения сопротивления должны выполнять все эти четыре условия для того, чтобы их участники имели право на статус военнопленных;
  2. во-вторых, ряд лиц, получивших разрешение следовать за вооруженными силами, но не входящих в их состав, имеют право на такое же обращение, как военнопленные (например, члены экипажей судов и самолетов из числа гражданских лиц, военные корреспонденты, за исключением тех журналистов, с которыми следует обращаться как с гражданскими лицами в соответствии с нормами Протокола I);
  3. в-третьих, лица из числа местного населения, которые добровольно берутся за оружие для оказания сопротивления приближающимся войскам противника (levee en masse), должны пользоваться таким же обращением, как и военнопленные.

Взятые в плен лица из числа медицинского персонала наделяются особым статусом: они либо должны осуществлять уход за военнопленными стороны, к которой они принадлежат, либо их должны возвратить этой стороне. Любые сомнения в отношении статуса взятого в плен лица должны разрешаться компетентным судом.

Военнопленные сохраняют свой правовой статус с момента пленения до репатриации. III Конвенция — «Конвенция о военнопленных» — подробно регламентирует обращение с военнопленными (статьи 21 — 108):

  1. попав в плен, военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Ни при каких обстоятельствах его нельзя принуждать давать какие-либо иные сведения. В соответствии с III Конвенцией пытки или другое жестокое обращение рассматриваются как военные преступления;
  2. каждый военнопленный с момента взятия его в плен должен иметь возможность заполнить карточку-извещение о взятии в плен, которая затем пересылается через Центральное агентство по розыску МККК в официальное Справочное бюро его страны. В задачу последнего входит информирование семей военнопленных. Таким путем можно быстро восстановить связи с домом и семьей;
  3. в возможно более короткий срок военнопленных следует вывезти из опасной зоны и перевезти в безопасное место, условия размещения в котором «должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, расположенные в той же местности». Этим условиям, например, не соответствуют гражданские тюрьмы или суда;
  4. по мере возможности при определении условий содержания должны учитываться привычки и обычаи военнопленных;
  5. военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работе, но они могут использоваться на опасных работах только в добровольном порядке. Специально указано, что удаление мин является опасной работой. Хотя использование военнопленных, имеющих соответствующую подготовку, на разминировании, особенно если они лично знают расположение мин, может представляться целесообразным, делать это разрешается только с их добровольного согласия;
  6. военнопленным должна быть разрешена переписка с родственниками (письма и карточки обычно пересылаются через Центральное агентство по розыску МККК). Им также разрешается получать помощь в виде индивидуальных посылок;
  7. военнопленные подчиняются законам держащей в плену державы, и особенно уставам и приказам, действующим в вооруженных силах. В соответствии с законом в случае противоправных действий по отношению к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры. Держащая в плену держава имеет также право предавать военнопленных суду за действия, совершенные ими до взятия в плен (например, по обвинению в военных преступлениях, совершенных на оккупированной территории или в бою);
  8. тем не менее преданные суду военнопленные имеют право на надлежащее судопроизводство, а в случае осуждения не теряют статуса военнопленных. Однако их репатриация может быть отложена до окончания срока отбытия наказания;
  9. репрессалии по отношению к военнопленным запрещены при всех без исключений обстоятельствах.

Необходимо отметить, что смертный приговор в отношении военнопленного может быть приведен в исполнение не ранее чем через шесть месяцев после его вынесения (статья 101 III Женевской конвенции);

  • запрещается приводить в исполнение смертный приговор в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста (пункт 5 статьи 77 Дополнительного протокола I), запрещается выносить смертный приговор в отношении беременных женщин или матерей, имеющих малолетних детей (пункт 3 статьи 76 Дополнительного протокола I);
  • см. также статью 68 IV Женевской конвенции.

Очень важную группу положений III Конвенции составляют правила, относящиеся к репатриации военнопленных. Здесь существуют категории лиц:

  • тяжелобольные и тяжелораненые незамедлительно подлежат непосредственной репатриации как только позволит их состояние;
  • все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы «тотчас же по прекращении военных действий»;
  • не дожидаясь окончания войны, стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными.

Международный Комитет Красного Креста всячески способствует достижению подобных договоренностей.

По решению держащей в плену державы вместо интернирования военнопленные могут быть освобождены от плена и отправлены домой, если они дадут торжественное обещание не принимать больше участия в боях против государства, взявшего их в плен.

Защита военнопленных предусмотрена Гаагской конвенцией 1907 г., III Женевской конвенцией 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II 1977 г. Государства (стороны) обязаны гуманно обращаться с военнопленными:

  • не подвергать их научному или медицинскому опыту, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами;
  • удалению тканей или органов для пересадки, за исключением случаев лечения военнопленного;
  • защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, уважать их личность и честь;
  • снабжать военнопленных водой, продовольствием, медицинской помощью, одеждой и другими принадлежностями первой необходимости, оплачивать выполняемую ими работу;
  • не применять к военнопленным никаких физических пыток и других мер принуждения для получения от них каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер);
  • не привлекать их к опасным для здоровья и унизительного характера работам;
  • запрещать коллективные наказания за индивидуальные проступки;
  • дисциплинарные взыскания не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья;
  • за неудавшийся побег военнопленный несет только дисциплинарное взыскание;
  • к военнопленным женщинам относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними во всех случаях не хуже, чем с мужчинами, женщины-военнопленные должны содержаться отдельно от мужчин, им должны быть предоставлены лучшие санитарно-гигиенические условия, не должно быть посягательства на их честь, в случае беременности и родов женщине должны быть предоставлены дополнительное питание и медицинская помощь, она не должна разлучаться с рожденным ею ребенком;
  • женщина-военнопленная не должна привлекаться к таким работам, на которых женщины собственного государства не используются; освобождать и репатриировать военнопленных тотчас же по прекращении военных действий.

На военнопленных могут накладываться взыскания:

лишение привилегий, установленных Женевской конвенцией об обращении с ними, штраф, не превышающий половины месячного денежного содержания, сверхурочные наряды (не более 2 ч в день), ограничение пайка в сочетании с дисциплинарными наказаниями, в частности за проведение собрания или пропаганду в политических целях. Кроме того, предусматривается наиболее «трудных» лиц помещать в лагерь с усиленным режимом.

Окончание плена возможно в результате:

  • удавшегося побега;
  • репатриации во время ведения военных действий;
  • освобождения под честное слово;
  • репатриации по прекращению военных действий, смерти военнопленного.

Источник: https://malina-group.com/mezhdunarodno-pravovoj-status-voennoplennyh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.