+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Система водяное линейное пожаротушения на судне

Системы пожаротушения на судне – разновидности и краткие характеристики

Система водяное линейное пожаротушения на судне

Системы пожаротушения на корабле являются чрезвычайно важными составляющими конструкции судна. При их проектировании учитываются многие факторы: автономность судна, наличие горючих материалов в конструкции, размещение рядом помещений с различными уровнями пожарной опасности, ограничения по ширине путей эвакуации.

Все перечисленные факторы только усугубляют пожарную опасность плавательных средств, по этому внедрению различных способов обеспечения безопасности пассажиров, а также разработкам новых более эффективных систем автоматического пожаротушения уделяется особое внимание.

Разновидности судовых систем пожаротушения

Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки. Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

  • Водяные:
    • Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;
    • Водяных завес;
    • Водяного распыления или орошения;
  • Газовые – на основе углекислоты или инертных газов;
  • Порошковые.

В ряде случаев в качестве огнетушащего вещества, которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности.

Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

  • Водяные – используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;
  • Пенные – устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;
  • Газовые и порошковые – используются для защиты от возгорания класса С.

Система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ)

Система объемного пожаротушения на судне устанавливается в основном на пассажирских плавательных средствах речного флота.

Она размещается в следующих местах:

  • Машинном отделении, главных и вспомогательных двигателей, которые работают на жидком топливе;
  • В помещениях котлов и генераторов основных и аварийных источников электричества;
  • В местах разветвления главных энергетических магистралей и распределительных щитков;
  • В местах установки электродвигателей, как вспомогательных, так и основных – гребных;
  • В сетях вентиляции оборудования.

Все основные рабочие параметры установки должны соответствовать требованиям технического регламента, в соответствии с которым производится классификация и постройка судов. Представленная аппаратура автоматического пожаротушения объемного типа была разработана лабораторией «Пламя» при военно-морском инженерном институте.

Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения. Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения.

Проверка поступающей информации по нескольким параметрам существенно снижает риск ложного срабатывания.

Баллоны подключены к центральному аппарату и могут активироваться вручную по команде капитана или дежурного из рубки корабля.

Испытания, проводимые в 2011 году, показали высокую эффективность установленной системы. Она в состоянии тушить горящие и тлеющие материалы. В частности, на испытаниях было потушено тлеющее дерево, и погашен поддон с горящим дизельным топливом.

Водяное пожаротушение на судне

Система водяного пожаротушения на корабле монтируется при его закладке. Она может быть двух типов – кольцевая и линейная. Магистральные трубы, по которым поступает вода, имеют диаметр до 150 мм, а рабочие до 64 мм. Такой диаметр должен обеспечивать напор воды, в самой дальней точке подключения на судне, 350 кПа на грузовых судах и 520 кПа.

Участки трубопровода, которые подвергаются воздействию внешней среды и могут замерзнуть подвергаются обвязке с использованием спускного и отсечного клапана, для того чтобы при их исключении из общей системы она продолжала функционировать. Расстояние между пожарными кранами различное. Внутри судна оно составляет до 20 м при комплектации 10-15 м пожарными рукавами. На палубе дальность может составлять до 40 м при комплектации каждого крана рукавом 15-20 м.

Жилые отсеки комплектуются спринклерными системами, оборудованными распылителями с плавкими вставками, с максимальной температурой разрушения 60°С. Устройство состоит из распылителей (спринклеров) трубопровода и пневмогидравлической цистерны под давлением. Минимальная производительность одного спринклера, регламентированная нормативами, составляет 5л на 1 м2 каюты.

Дренчерными системами комплектуются в основном грузовые суда: газовозы, танкеры, сухогрузы и контейнеровозы — размещение груза на которых осуществляется горизонтальным способом.

Основной конструктивной особенностью является наличие насоса, который при срабатывании сигнала тревоги начинает забор воды и ее подачу к в дренчерный трубопровод.

Дренчерные системы используются для формирования водяных завес в тех местах корабля где невозможно установить противопожарные перегородки.

Газовые системы пожаротушения на суднах

Газовая система пожаротушения на судне применяется исключительно в грузовых отсеках и в помещениях вспомогательных генераторов и насосов на камбузе.

В двигательном отделении как во всем помещении, так и локально с направлением объемной струи непосредственно на генераторы.

Ее высокая эффективность сочетается с не менее высокой стоимостью обслуживания самой системы и необходимости периодической замены огнетушащего вещества.

В последнее время на кораблях стали отказываться от использования углекислого газа в качестве огнетушащего вещества. Вместо него предпочтительней использование ОВ из семейства хладонов. Разновидность систем управления газовой установкой пожаротушения зависит от рабочего давления в трубопроводах:

  • Для устройств с низким давлением пуск и регулировка интенсивности потока осуществляется вручную;
  • Для систем среднего давления предусмотрены дублирующие приборы управления пожаротушением.

В отличие от зданий и сооружений суда постоянно совершенствуются и использование старых правил монтажа устройств пожаротушения зачастую неэффективно. Типовые расчеты для систем используются очень редко и только для небольших суден серийного производства.

Источник: http://ohranivdome.net/pozharnaya-signalizatsiya/sredstva-pozharotusheniya/sistemy-pozharotusheniya-na-sudne-raznovidnosti-i-kratkie-kharakteristiki.html

Система водяного пожаротушения на судах – Пожарная безопасность

Система водяное линейное пожаротушения на судне

Тушение пожаров на современных судах требует особого подхода и отличается от обычных действий.

Здесь важным является вид и предназначение судна, свойства груза, а также техническое и противопожарное оснащение.

Несвоевременная ликвидация возгораний вдалеке от причалов грозит человеческими потерями и материальным ущербом из-за невозможности быстрой эвакуации.

Принципы и правила

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану.

На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области.

Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.

К тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Учитывая количество людей в экипаже судна, создают одну или несколько специальных групп, которые называют аварийными партиями.

Они необходимы для борьбы с пожарами, затоплениями, неисправностями технических средств, чтобы обеспечить живучесть судна.

Аварийные партии бывают кормовыми, машинного отделения и носовыми.

Если пожар на судне не ликвидирован в течение 15 минут, то дальнейшая ситуация усугубляется в разы. Этому способствует быстрое нагревание металлических конструкций судна, наличие множества емкостей с горючими материалами.

Профилактика возгораний

Профилактика пожаров — важнейшая часть борьбы с возгораниями на судне. Во-первых, проверяется исправность технических средств, целостность переборок, работоспособность систем пожаротушения. Все результаты и данные осмотров заносятся в судовой журнал.

Во-вторых, проводится обучение по пожарной безопасности на судах. Члены экипажа сдают экзамены и получают сертификаты и дипломы о прослушивании курса.

Своевременные инструктажи закрепляют знания и помогают узнать специфику судна в части пожарной безопасности.

Также составляют планы пожаротушения, на которых указано размещение всех необходимых технических средств и устройств в различных отсеках судна.

На судах в обязательном порядке дежурит пожарная вахтенная служба.

В ее обязанности входит проверка соблюдений требований пожарной безопасности членами экипажа, обходы судна, осмотр противопожарных перекрытий.

Именно на пост вахтенной службы в первую очередь поступает сигнал об обнаружении возгорания или задымления.

Установлены правила по обращению с электроприборами, пожароопасными веществами, использованию огня на судах, а также обозначены требования к отведению определенных мест для курения и их оснащения средствами безопасности и маркировкой.

Огневые работы часто приходится проводить во время плавания. Однако это может повлечь за собой создание аварийной ситуации, в том числе возникновение пожара на судне. Перед началом таких работ их согласовывают с капитаном и придерживаются всех правил защиты.

В зависимости от длины судна создают определенное количество аварийных постов. На одних из них хранят средства пожаротушения и инструмент.

В некоторых случаях разрешено объединять посты в один, если размер судна небольшой.

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

  1. разведка пожара;
  2. локализация;
  3. предупреждение взрывов;
  4. непосредственно ликвидация.

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего.

Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути.

Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами.

Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода.

Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности.

При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Тушение пожара в основном производится стационарными системами пожаротушения. Принципиально отличается последовательность и список действий в машинно-котельном отделении, жилых и административных помещениях.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации.

Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты.

Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Используемые системы пожаротушения

Как и на обычных пожарах, на суднах используют различные огнетушащие вещества и установки нескольких типов. Однако системы пожаротушения в этом случае монтируют при постройке судна. Колена трубопроводов устанавливают определенным образом.

Для конкретных помещений и суден предназначены следующие типы систем пожаротушения:

Водяная система пожаротушения — основная на любом судне. Она всегда присутствует на них вне зависимости от назначения и размеров.

Бывает кольцевой и линейной. В первом случае трубы располагают между собой на одинаковом расстоянии и закольцовывают.

Во втором случае от основной трубы идут ответвления.

Система водяного пожаротушения на современном судне включает насосы, которые защищены специальными заслонками. В судоходной терминологии они обозначены как кингстоны. Они при необходимости преграждают путь воды из-за борта в другие помещения.

Кольцевая система имеет преимущество – при выходе из строя одного из участков трубопровода, остальные продолжают работать и охватывают его подконтрольную зону. Поэтому расстояние между трубами строго регламентировано и зависит от размеров отсеков или участки палубы судна.

Водяное орошение и завесы применяют в исключительных случаях, а также при выходе из строя машинно-котельного отделения судна.

Пар представляет угрозу для человека, поэтому необходима экстренная эвакуация из помещения, если прозвучал сигнал о начале работы такой системы пожаротушения на судне.

Источник: https://stz-irk.com/sistema-vodyanogo-pozharotusheniya-na-sudah/

Противопожарные судовые системы

Система водяное линейное пожаротушения на судне

Действие системы водотушения основано на принципе охлаждения горящего предмета и прекращения к нему доступа кислорода путем создания вокруг этого очага атмосферы, не поддерживающей процесс горения и насыщенной образующимися при испарении воды парами. Систему водотушения используют для тушения пожаров во внутренних помещениях, на открытых палубах, надстройках, но она мало эффективна для тушения пожара в толще груза и трюмах сухогрузных судов.

Этой системой нельзя пользоваться при тушении горящего электрического оборудования, аккумуляторных, фонарных, малярных, а также тушении нефтепродуктов на танкерах.

К системе водотушения предъявляются следующие основные требования:

  • в любую возможную точку пожара на судне вода должна подаваться не менее чем двумя струями от независимых пожарных рожков;
  • высота струй должна быть не менее 12 м;
  • производительность пожарных насосов должна одновременно обеспечить включение двух рожков и таких потребителей, как водотушение спринклерной системы, система водораспыления (для тушения пожаров в машинном и котельном отделениях), системы водяных завес, системы пенотушения и др.
  • Система должна обеспечить разветвление рожков таким образом, чтобы на открытых палубах и длинных коридорах рожки устанавливались бы на расстоянии один от другого не менее 20 м. Во внутренних помещениях корпуса и надстроек рожки размещают в коридорах у трапов и у входов в помещения. В машинном и котельном отделениях соответственно устанавливаются по два рожка.
  • Около каждого пожарного рожка размещают рукава с ручными стволами. На открытых палубах длина рукавов составляет 20, а во внутренних помещениях—10 м. Диаметр парусиновых рукавов должен быть не менее 50 мм, внутренний диаметр насадки не менее 13 мм.

На пассажирских судах система водотушения состоит из нескольких кольцевых систем, соединенных между собой вертикальными перемычками.

Та магистраль системы, которая располагается в утепленных помещениях, находится под напором воды без круглосуточной работы пожарного насоса, с помощью напорных пневмогидравлических цистерн.

С падением давления в пневмогидравлических цистернах сработает реле минимального давления и включит в работу пожарный насос.

Как правило, на пассажирских судах применяется спринклерная водяная система, предусматривающая размещение на трубопроводе спринклерных головок через каждые 2,5—3,5 м.

Каждая спринклерная головка имеет клапан, который постоянно закрыт с помощью замка, скрепленного легкоплавким припоем.

С повышением температуры в помещениях до 60—100°С припой плавится, замок освобождает клапан, и под давлением воды последний открывается.

Спринклерная головка имеет распылитель, с помощью которого вода при выходе разбрызгивается с радиусом полета 3—4 м. Трубопровод этой системы обычно заполняется сжатым воздухом, но при открытии хотя бы одного спринклера автоматически заполняется водой.

На судах применяются также стационарные водораспыляющие устройства (дренчеры). Такое устройство состоит из укрепленных вверху у палубы труб, снабженных распыливающими гидравлическими головками через 350 мм. Вода к трубам подается с помощью пожарных рукавов.

На сухогрузных судах, где большая часть трубопроводов системы проходит по верхней палубе, трубы находятся в осушенном состоянии. На рис. 147 показана схема системы водотушения на сухогрузном судне.

На морских транспортных судах трубопровод водотушения смонтирован из стальных труб диаметром 50—75 мм, а также из медных и медноникелевых труб с бронзовой и латунной арматурой.

Автоматизация водотушения

Чтобы ликвидировать пожар в самом его начале, необходимо его вовремя обнаружить. С этой целью суда оборудуют системами пожарной сигнализации. Сигналы могут подаваться по радио, колоколами, гудками, сиренами и сетью звонков.

Системы пожарной сигнализации в зависимости от принципа ,их действия бывают электрические и дымовые.

С помощью датчиков-извещателей, приводимых вручную или срабатывающих автоматически при появлении дыма, пламени или повышении температуры воздуха в охраняемом помещении, замыкаются или переключаются электрические цепи, в результате чего на приемной станции сигналов приводится в действие световые или звуковые сигналы.

Сигнальная пожарная система ручного управления представляет собой развернутую сеть с датчиками-извещателями кнопочного типа, устанавливаемыми в контролируемых помещениях, коридорах, на палубах. Ею нельзя оборудовать грузовые трюмы, кладовые и другие помещения, где редко бывают люди.

Широкое распространение на судах получили автоматические извещатели, реагирующие на температуру воздуха, на дым или свет пламени возникшего очага пожара. На рис. 148 показана одна из принципиальных схем пожарной сигнализации.

Через датчик-извещатель 2 и соленоид 3 от батареи 1 проходит электрический ток, предотвращая выпадение сердечника из соленоида. Через сопротивление 4 проходит сила тока недостаточная, чтобы привести в действие красную лампу 5 и тревожный колокол 6, установленные на станции приема сигналов от извещателей.

Как только под действием температуры воздуха, дыма или пламени сработает извещатель 2, он разомкнет цепь, сердечник соленоида 3 выпадает, ток полной силой поступит в лампу 5 и колокол 6, которые известят обслуживающий персонал о пожарной опасности в районе нахождения извещателя по номеру на приемной станции.

При такой системе каждый датчик-извещатель включается в самостоятельную пару проводов (луч), идущих на приемную станцию сигналов. Такая схема называется лучевой.

Контроль за исправностью сигнальной пожарной системы, ее постоянной готовностью, осуществляется вторым лучом—контрольной цепью, состоящей из источника электроэнергии 9, белой лампы 10 и звукового сигнала 11 с более слабым звуком.

При неисправности источника питания или обрыве провода прекращается снабжение луча током, сердечники соленоидов 7 и 8 выпадут, включится лампа 10 и звуковой сигнал 11. Вахтенная служба будет оповещена о неисправности этой пожарной сигнальной системы.

Принцип работы современных датчиков-извещателей основан на преобразовании ультрафиолетового излучения открытого пламени в электрическую энергию или воздействии продуктов сгорания (дыма) на ток ионизированной камеры, используемой как датчик и т. д. Широкое распространение получили в качестве чувствительных элементов извещателей биметаллические пластинки, устанавливаемые в газонапорных корпусах.

Система паротушения

Такие материалы, как горючие жидкости, волокнистые вещества и другие, можно тушить путем снижения в зоне очага количества кислорода за счет введения в помещение водяного пара или инертных газов.

Система паротушения на судах является наиболее эффектной при тушении пожаров в грузовых трюмах, топливных и масляных цистернах, котельных, машинных и грузовых насосных отделениях, малярных и других помещениях. В паротушении используется насыщенный пар с давлением 6—7 кГ/см2.

На судне может быть 1—2 или более станций паротушения, от которых пар по независимым трубам поступает в охраняемые помещения. Диаметр труб подбирается так, чтобы помещения можно было заполнить паром не более чем за 15 мин.

Открытые отверстия отростков располагаются в верхних частях емкостей, служащих для хранения нефтепродуктов, а в сухогрузных трюмах — на высоте 0,8— 1,0 м от настила пола. Принципиальная схема системы паротушения на сухогрузном судне показана на рис. 149. На каждой станции паротушения имеется табличка с указанием назначения каждого стопорного клапана.

К паротушению предъявляются, кроме отмеченных выше, следующие требования:

  • присоединение трубопровода паротушения к магистрали паровых механизмов не допускается;
  • клапаны для пуска пара должны быть легкодоступны, снабжены отличительными надписями и окрашены в красный цвет;
  • диаметр трубопроводов паротушения должен быть не менее 20 мм;
  • трубопровод должен быть изготовлен из стальных цельнотянутых труб, арматура — из стали, с бронзовыми гнездами и направляющими;

Системы пенотушения

Химическая пена представляет собой продукт реакции щелочных и кислотных растворов в присутствии стабилизаторов, а воздушно-механическая пена — механическую смесь пенообразователя, воды и воздуха. Для получения химической пены применяют, например, смесь сернокислого алюминия и каолина с добавками экстракта лакричного корня и другие составы в виде порошка.

На судах широкое распространение получил пеногенератор ПГ-50-С, применяемый в системах для выработки химической пены. Порошок засыпается в бункер, имеющий защитную сетку, и через невозвратный клапан подсасывается потоком воды. От смешания порошка и воды в выходном диффузоре и трубопроводах за пеногенератором образуется пена.

Химическая пена является достаточно эффективным средством тушения пожара в машинно-котельных отделениях, в топливных отсеках и других помещениях.

Однако системы химического пенотушения имеют ряд недостатков, которые дают основание на новых судах отдать предпочтение системам, вырабатывающим воздушно-механическую пену.

К недостаткам можно отнести, например, разрушение пены при посылке ее через трубопровод, превышающий длину 60—80 м, при длительном хранении пенопорошок комкается и теряет пенообразующие качества.

Для получения воздушно-механической пены в качестве пенообразователя используют не порошок, а пенообразующую жидкость, при взаимодействии которой с водой и воздухом образуется пена. Применяется пресная и морская вода, но интенсивность пенообразователя при морской воде несколько меньшая. На рис.

150 показана схема станции воздушно-механического пенотушения, в которой пена образуется непосредственно за резервуаром, хранящим смесь пенообразователя с пресной водой. От системы сжатого воздуха по трубопроводу к резервуару подается воздух, когда открывается клапан.

Смесь пенообразователя с водой вытесняется из резервуара воздухом по сифонной трубке, в которой имеется отверстие, расположенное под свободным уровнем жидкости в резервуаре.

Через отверстие воздух также попадает в сифонную трубку и, насыщая смесь пенообразователя с водой, способствует образованию воздушно-механической пены. По пенопроводу пена поступает в охраняемое помещение (на участок пожара) и с помощью крана, шланга и крана с соплом подается на очаг пожара.

Как правило, систему обслуживают две станции, рассредоточенные в отдельных отсеках. По устранению пожара система продувается воздухом. Практически на 1 м3 воздушно¬механической пены необходимо 1—1,5 кг пенообразователя и 100 л воды.

Существует и ряд других устройств воздушно-механического пенотушения. Утечки воздуха из баллонов контролируют показанием манометров. Если показание анализов отрицательное, пенообразователь следует сменить. Температура в помещениях станций должна быть не ниже +3°С.

В процессе подготовки системы к действию проверяют наличие пенообразователя в резервуарах и воздуха в воздушных баллонах.

Со щита дистанционного управления проверяют работу дистанционных клапанов и клинкетных задвижек, а также выполняют другие манипуляции в соответствии с инструкцией.

Системы углекислотного тушения

Для тушения пожаров легко воспламеняющихся жидкостей, волокнистых материалов и находящегося под напряжением электрического оборудования применяется углекислота. Запасы углекислоты хранятся на станциях углекислотного тушения в стальных баллонах емкостью 40 л, размещенных группами (батареями).

Расположение помещений для углекислотных станций подбирается таким образом, чтобы оно было изолировано от жилых и служебных помещений газонепроницаемыми перегородками. Углекислотное помещение обязательно должно иметь непосредственный выход на палубу, хорошую вентиляцию и тепловую изоляцию стенок. Температура помещений не должна быть выше +40° С и ниже +2° С.

В углекислотных станциях баллоны размещают обычно двумя-тремя группами (батареями), причем каждая группа, состоящая более чем из 6 баллонов, имеет ручное управление пуска, осуществляемое перемещением штанги или натяжением троса усилием одного человека.

Ручное управление используется в качестве резервного, при наличии пневматического или электрического привода на более крупные батареи. Система с двумя станциями тушения показана на принципиальной схеме рис. 151.

При произвольной разрядке углекислота из баллона поступает в предохранительный трубопровод 9, отводящий ее в атмосферу. Свисток 10 извещает о саморазрядке баллонов. Давление углекислоты в трубопроводе контролируется манометром 7. Работает система следующим образом.

Пневматическое управление открывает доступ углекислоты в систему из основной батареи. Ручным приводом можно добавочно включить резервную группу.

С помощью стопорных клапанов 8 и 5 углекислый газ через кольцевой трубопровод 2 и насадку 1 подается в помещение, охваченное пожаром.

Углекислотная установка должна обеспечить заполнение помещения с очагом пожара на 30% его объема не более чем за 15 мин. От баллонов до стопорного клапана 8 применяют медные, а на участке от этого клапана до выпускных насадок— стальные оцинкованные трубы. В соединениях применяются фибровые прокладки.

Контрольные вопросы

  • Какие судовые противопожарные системы относятся к группе химического тушения?
  • Какие противопожарные системы относятся к группе тушащих и к группе защиты?
  • На каком принципе работают автоматические извещатели?
  • Для тушения каких помещений может применяться паротушение?
  • Как работает станция воздушно-механического пенотушения?
  • Какие требования предъявляются к системе углекислотного тушения?

4.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.50 (1 Vote)

Источник: http://mirmarine.net/svm/sudovye-sistemy/163-protivopozharnye-sudovye-sistemy

Система водяное линейное пожаротушения на судне

Система водяное линейное пожаротушения на судне

Каковы конструктивные особенности водяной противопожарной системы? Система устанавливается на всех типах судов и является основной как для тушения пожаров, так и системой водоснабжения для обеспечения работы других систем пожаротушения, общесудовых систем, мытья танков, цистерн, палуб, для обмывки якорных цепей и клюзов. Главные преимущества системы: — неограниченные запасы забортной воды; — дешевизна огнетушащего вещества; — высокая огнетушащая способность воды; — высокая живучесть современных ВПС.

В состав системы входят следующие основные элементы: 1.

Приемные кингстоны в подводной части судна для приема воды в любых условиях эксплуатации, в т.ч.

крена, дифферента, бортовой и килевой качки. 2. Фильтры (грязевые коробки) для предохранения трубопроводов и насосов системы от засорения их мусором и другими отходами. 3. Клапан невозвратный, не позволяющий опорожняться системе при остановке пожарных насосов.

Система водяного пожаротушения

Длина шлангов не должна превышать 20 м, то есть должна быть равна расстоянию между расставленными на судне рожками. В качестве механизмов системы водотушения применяют центробежные и поршневые насосы.

От трубопровода к отдельным районам и помещениям идут отростки, оканчивающиеся пожарными рожками 3, к которым можно подсоединять гибкие шланги длиной 10—20 м с ручными стволами. Благодаря тому, что в пожарных рожках создается определенное давление, ручной ствол выбрасывает водяную струю на расстояние до 20 м. По правилам

Системы пожаротушения

В качестве таких средств используют забортную воду, водяной пар, углекислый газ, пену и специальные огнегасящие жидкости, так называемые хладоны.

Огнегасящие вещества подаются к очагу пожара противопожарными системами: водяными, водораспыления и орошения, паротушения, углекислотного и пенного пожаротушения, объемного химического тушения, инертных газов.

Кроме стационарных систем пожаротушения суда оснащаются аппаратами пены средней кратности, переносными пенными установками, ручными и пенными углекислотными огнетушителями.

К противопожарным системам относят также системы пожарной сигнализации (ручной, полуавтоматической и автоматической), которые обеспечивают профилактические противопожарные мероприятия.

Противопожарные судовые системы

Во внутренних помещениях корпуса и надстроек рожки размещают в коридорах у трапов и у входов в помещения.

На пассажирских судах система водотушения состоит из нескольких кольцевых систем, соединенных между собой вертикальными перемычками.

Та магистраль системы, которая располагается в утепленных помещениях, находится под напором воды без круглосуточной работы пожарного насоса, с помощью напорных пневмогидравлических цистерн.

С падением давления в пневмогидравлических цистернах сработает реле минимального давления и включит в работу пожарный насос.

Судовая система водяного пожаротушения

Число и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков.

Пожарный рожок представляет собой запорный клапан, имеющий с одной стороны фланец, которым он соединяется с трубопроводом, а с другой стороны — быстросмыкаемую гайку для присоединения пожарного рукава.

Свернутый в кольцо рукав со стволом хранится в стальной корзине около пожарного рожка.

Подачу и напор пожарных насосов рассчитывают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы, например из условия одновременного

Системы пожаротушения на судне – разновидности и краткие характеристики

Представленная аппаратура автоматического пожаротушения объемного типа была разработана лабораторией «Пламя» при военно-морском инженерном институте. Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения.

Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения.

Проверка поступающей информации по нескольким параметрам существенно снижает риск ложного срабатывания. Баллоны подключены к центральному аппарату и могут активироваться вручную по команде капитана или дежурного из рубки корабля.

Водяная система пожаротушения на судах

Число и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков.

Напор в магистрали должен обеспечивать высоту струи воды не менее 12 м.

В качестве механизмов системы водотушения применяют обычно центробежные и (реже) поршневые насосы. Подачу и напор пожарных насосов рассчитывают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы, например из условия одновременного

Система водяного тушения

В дополнение к ним многие суда имеют аварийный насос с приводом от аварийного источника энергии. Для пожарных целей могут также использоваться балластные, осушительные и другие насосы, если они не служат для перекачки нефтепродуктов или для осушения отсеков, в которых могут оказаться остатки нефтепродуктов.

На судах валовой вместимостью 1000 per. т и более на открытой палубе с каждого борта водопожарная магистраль должна иметь устройство для подключения международного соединения. Эффективность системы водотушения в значительной степени зависит от давления.

Минимальное давление в месте расположения любого пожарного рожка 0,25—0,30 МПа, что дает высоту струи воды из пожарного шланга до 20—25 м. С учетом всех потерь в трубопроводе такой напор у пожарных рожков обеспечивается при давлении в пожарной магистрали 0,6—0,7 МПа.

Трубопровод водотушения рассчитан на максимальное давление до 10 МПа.

Противопожарное оборудование и его расположение на судне

Каждая из этих систем будет рассмотрена ниже.

Водопожарная система Водопожарная система — это первоочередное средство защиты от пожара на судне. Ее установка требуется независимо от того, какие еще системы устанавливаются на судне.

Любой член экипажа, согласно расписанию по тревогам, может быть приписан к противопожарному посту, поэтому каждый член команды должен знать принцип работы и пуска судовой водопожарной системы.

Водопожарная система обеспечивает подачу воды во все районы судна. Понятно, что запас воды в море безграничен. Количество подводимой воды к месту возникновения пожара ограничивается только техническими данными самой системы (например, производительностью насосов) и влиянием количества подаваемой воды на остойчивость судна.

Водопожарная система включает пожарные насосы, трубопроводы (магистраль и ответвления), клапаны управления, рукава и стволы.

Источник: http://econsalting.ru/sistema-vodjanoe-linejnoe-pozharotushenija-na-sudne-62471/

Типы и характеристика систем пожаротушения на судах

Система водяное линейное пожаротушения на судне

Противопожарные судовые системы представлены многочисленными разрядами обслуживающих механизмов, цистерн, систем управления и контроля над нами. В их число входят углекислотные, порошковые, пенные системы пожаротушения, а также дренчерная, спринклерная, водяная установки и стационарные устройства ликвидации огня.

Одновременно с постройкой судна выполняют монтаж стационарных систем, которые бывают двух типов – кольцевые и линейные. При их помощи осуществляется быстрая транспортировка огнетушащих веществ к месту возгорания, локализация и тушение огня.

Водяную систему монтируют независимо от других, она является основной. Состоит система из основной и ответвленной магистралей, различающихся по диаметру (до 150 и 64 мм соответственно), оснащённых спускными кранами. Суммарная производительность насосов должна быть на уровне 140 – 180 тонн в час. Их располагают ниже ватерлинии, возле насосов монтируют кингстоны.

Диаметр трубопроводов на водопожарной системе обязательно должен обеспечивать напор воды 350 кПа у наиболее дальних или высоко размещённых кранов у грузовых кораблей и 520 кПа на танкерах.

Для защиты от замерзания открытие участки магистрали обеспечивают спускным и отсечным клапанами. Линейная схема отличается наличием одной магистрали, от которой отходят вертикальные и горизонтальные трубы. На танкерах её прокладывают диаметрально.

Кольцевая система представляет собой соединённые параллельные магистрали, образующие кольцо. При повреждении участка магистрали его отключают, но система продолжает работать в прежнем режиме.

Во внутренних помещениях краны устанавливают на дистанции 20 м между ними, на палубе дистанция может составлять 40 м. Длина пожарных рукавов соответственно колеблется от 10 – 15 до 15 – 20 м.

Жилые помещения на суднах, паромах защищают от огня при помощи спринклерных систем. В их функциональные особенности входит локализация огня и снижение температуры при пожаре. Спринклеры (клапаны с плавкими вставками) открываются при повышении температуры свыше 60 С, и начинается разбрызгивание воды в помещении.

Спринклерная система монтируется из нескольких устройств – пневмогидравлической цистерны, трубопровода и спринклеров, сигнально-контрольного устройства. Минимальная мощность спринклеров составляет 5 л на 1 кв. м. каюты или другого помещения. Их обычно монтируют в верхней части кают и жилых помещений.

Параллельно со срабатыванием спринклерной системы включается сигнализация, информирующая экипаж о месте возгорания.

Дренчерными системами пожаротушения оснащают танкеры, газовозы, суда, на которые осуществляется погрузка горизонтальным способом. Основное отличие от спринлерной системы – при включении дренчерной запускается насос, который подает воду из-за борта в магистраль и потом – непосредственно к распылителям. Установка выполняет охлаждение металлических частей и палубы суден.

Кроме этого, системы судового пожаротушения могут работать по принципу образования водяных завес и водного орошения.

Распылители системы водораспыления монтируют в области подволока помещения, подключая их питание к независимому насосу с автоматическим срабатыванием или водопожарной магистрали.

Водяную завесу формируют при помощи щелевых распылителей, присоединённых к пожарной магистрали. Их применяют в случаях, когда невозможен монтаж огнестойких конструкций на судне. Водяное орошение устраивают на выходах из машинных отсеков.

Альтернативные и дополнительные типы установок пожаротушения

Для защиты от огня машинных и насосных отделений всех судов (особенно танкеров) оборудуют установки и системы пенного пожаротушения. Порошковые системы обязательны к применению на судах, перевозящих сжиженные наливные газы.

При значительных величинах кораблей монтируют несколько установок, каждая из которых защищает определенный участок. Образование пены осуществляется при помощи смесителя, где смешивается пенообразователь с водой. Пена подается через эжектор в место возгорания.

На морских судах и нефтеналивных танкерах используют пену низкой кратности (1: 10), на сухогрузах и рефрижераторах – средней (1:50 – 1:150), в машинных отсеках и грузовых помещениях с применением горизонтального способа погрузки – высокой (1: 1000).

Толщина пены составляет 15 – 20 см (соответственно для мазута и нефти, бензина и керосина), её расход – 150 л на 1 м3 (15 л воды и 0,75 л пеноообразователя).

Действующим веществом в системах порошкового пожаротушения являются поташ, квасцы, углекислая сода и т. д., которые распыляются при помощи азота или инертного газа.

Системы состоят из станций, в которых монтируют резервуары с порошком, к которым присоединяют газовые баллоны.

Данный тип устанавливают в местах с электрооборудованием, малярных отсеках, на газо- и химовозах и судах, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Если вероятность пожара высока, суда оборудуют системами углекислотного тушения, устанавливая их в машинных и грузовых отделениях. Данная система запускается в крайнем случае, если принятые меры не локализовали огонь.

Газ через магистраль транспортируется в жидком состоянии, при выходе расширяется и становится обычным газом с повышенной плотностью.

Углекислотные станции состоят из баллонов, наполненных сжиженным газом, коллектора, трубопроводов с клапанами и соплами.

Помимо тушения углекислотным газом, возможно использование альтернативных средств. К ним относятся химические агенты – инертные газы, жидкости с высокой степенью испарения. Инертные газы (или дымовые, идущие от котлов) поступают в скуббер, где происходит их очистка и охлаждение.

Данный тип пожаротушения используют на сухогрузах, рефрижераторах, наливных танкерах.

Легкоиспаряющиеся жидкости в системах тушения представлены галоидированными углеводородами, смесями хладона и бромистого этила, которые сохраняют в резервуарах с антикоррозионным покрытием, а подают сжатым воздухом к распылителям в помещение, где есть очаг возгорания.

Размещение и комплектация судов системами и установками пожаротушения

Станции пожаротушения размещают на открытых палубах, к ним должен быть дополнительный вход с внешней палубы. Грузовые сухогрузы оборудуют системами водного и пенного тушения, используя их поочередно.

Паротушение возможно в трюмах, при подведении системы от котельной установки (иногда с использованием пароэжекторов).

Судна оснащают береговыми соединениями водопожарной магистрали, в том числе переносными или обязательно стационарными, при осуществлении международных рейсов.

На пожарных постах размещают пусковые устройства систем, указатели пожарной сигнализации и противопожарное оборудование.

Аварийно-пожарные посты есть двух типов – местные, где хранят определённое оборудование, и общесудовые, где находятся многофункциональные виды устройств пожаротушения.

Если длина судна составляет более 45 м, аварийно-противопожарное оборудование хранят на нескольких постах, размещенных выше переборки, при длине меньше 31 м возможно использование одного совмещённого поста.

В зависимости от возникновения различных типов возможного пожара (возгорание твёрдых веществ, пожары классов B, C) используют соответственно воду, пену или порошковый огнетушитель, углекислотную и хладоновую системы.

Для ликвидации пожаров класса D стационарные системы не задействуют.

Помимо стационарных систем пожаротушения используют передвижные установки – механизированные насосы, переносные мотопомпы, другие приборы, которые монтируют на транспортных средствах.

Правильное использование и квалифицированная комплектация судов противопожарными системами надёжно защищает экипаж и груз кораблей от возможного возгорания. Поэтому для защиты корабля от огня необходимо комплексно использовать основной и альтернативный типы систем пожаротушения.

Источник: http://pojarunet.ru/tipy-i-kharakteristika-sistem-pozharotusheniya-na-sudakh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.