Наиболее актуальные вопросы жкх

ЖКХ: вопросы и ответы. 4-е изданиеТекст

Наиболее актуальные вопросы жкх

© Руслан Назаров, 2019

ISBN 978-5-4496-9525-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Данная книга является элементом проекта, который носит название «ЖКХ: вопросы и ответы». Поэтому позвольте рассказать подробнее об этом проекте, чтобы стало понятно, чего ожидать от книги.

* * *

Проект «ЖКХ: вопросы и ответы» появился в 2013 году, когда была создана одноименная группа во  (https://.com/public55514766).

В то время я собирался только рассказывать о наиболее важных проблемах в ЖКХ и предлагать их решение, опираясь на жилищное законодательство.

Прошло не много времени и я осознал, что ЖКХ требуется не просто описание проблем и их законодательных решений, но и просвещение. Правовое просвещение – во-первых, жилищное – во-вторых. С этого момента концепция группы стала меняться.

Особенность моего подхода к ЖКХ, которую я пытаюсь донести через группу, хорошо видна из формата записей: предельно ясно сформулированный вопрос и максимально короткий, но и максимально полный, ответ с сохранением ясности изложения. Добиться этого крайне трудно.

Однако только так можно достичь именно цели просвещения. Ведь собственникам жилых и нежилых помещений, нанимателям, арендаторам зачастую некогда читать объемные статьи, да еще и наполненные правовой терминологией.

И собственникам хочется найти ответ на свой вопрос, а значит вопрос должен быть освобожден от всего лишнего.

Цель просвещения в ЖКХ – не просто ответить на жилищные вопросы. Многие из этих вопросов, причем наиболее важные, не могут быть решены без знания и понимания гражданского законодательства и теории гражданского права.

Поэтому в своих ответах на жилищные вопросы я всегда стремился не просто учитывать теорию гражданского права, но и объяснять ее читателям. От этого получается двойная польза: лучше обосновываются выводы по жилищным вопросам и читатели узнают вещи, которые пригодятся им не только в жилищных проблемах.

Ведь гражданское право – это основа для совершения почти всех сделок, в которых участвуют все граждане и организации, стремясь получить товары, работы или услуги.

Сказанное относится к содержательной стороне деятельности. Что же касается формы, то я всегда стремился задействовать самые популярные способы получения информации читателями. Кроме группы , в 2017 был запущен канал на Яндекс. Дзен (https://zen.yandex.

ru/gkh). Сейчас это самый крупный канал по ЖКХ на сервисе, отдельные записи на котором достигают 500 тыс. дочитываний. С недавних пор я начал выпускать подкасты – быстро набирающий популярность способ получения информации. У подкаста есть и видео версия.

Книга «ЖКХ: вопросы и ответы» является смыслообразующим центром проекта. В книге рассмотрены наиболее частые, интересные и сложные вопросы, связанные с содержанием и управлением многоквартирными домами, оплатой жилищно-коммунальных услуг, проведением общих собраний, выбором способа управления домом и т. д.

* * *

Четвертое издание книги значительно отличается от предыдущих. Ниже представлен список наиболее важных изменений:

1) было добавлено больше 100 ответов на вопросы, которые возникли в жилищной сфере за последний год;

2) уточнена структура разделов, частей и расположение вопросов, чтобы облегчить поиск;

3) добавлены перекрестные ссылки, которые позволяют лучше ориентироваться в книге;

4) проверены все ссылки на нормативные акты и судебную практику, добавлены актуальные судебные решения;

5) добавлены новые части разделов, посвященные прямым договорам и вывозу ТКО;

6) добавлено новое приложение «Теория гражданского права»;

6) улучшена стилистика.

* * *

Книга разделена на два блока: основной, в котором даны ответы на вопросы, и приложение, в которое включены материалы, которые будут полезны собственникам.

Предваряет основной блок «Обзор нормативных актов в ЖКХ», который содержит краткий обзор наиболее важных ГОСТов. Эти документы пригодятся для определения стандарта управления многоквартирными домами.

Далее идут «Важные изменения в ЖКХ», которые содержат исторический обзор главных изменений жилищного законодательства за последние три года. Исторический подход к анализу законодательства – один из наиболее продуктивных способов толкования закона. Зная историю институтов жилищного права, можно лучше понять как сами эти институты, так и перспективы их дальнейшего развития.

Основной блок состоит из разделов, которые в свою очередь поделены на части, объединяющие группу вопросов. Группировка разделов, частей и вопросов произведена по тематическому принципу. Например, первый раздел объединяет все вопросы, посвященные статусу общего имущества в доме.

Внутри вопросов нормы права, решения судов и письма ведомств выделены жирным шрифтом, а в тексте проставлены перекрестные ссылки. При пользовании ссылками надо помнить следующее правило. Если ссылка состоит из трех цифр, то первая цифра – номер раздела, вторая – номер части, третья – номер вопроса.

Например, ссылка 2.2.2 ведет нас к вопросу 2 «Кто определяет состав общего имущества» в части 2 «Порядок возникновения общедомовой собственности» раздела «Общее имущество». Если же ссылка состоит из двух цифр, то первая – это номер раздела, а вторая – номер вопроса. Ссылки на вопросы выделены курсивом.

Блок приложений включает, прежде всего, тезисы «Теория гражданского права». Это приложение не заменит чтение хорошего учебника по гражданскому праву.

Моя цель была в том, чтобы показать вам те основные концепции из теории права, правовые категории, идеи, которые помогают мне в анализе правовых проблем. Уверен, что и вам это поможет и будет полезным.

Также вы можете использовать тезисы параллельно с чтением учебника, это позволит выделить наиболее важные разделы теории гражданского права, которые пригодятся именно при анализе жилищных правоотношений.

В приложении «Судебная практика по гражданскому праву» я собрал наиболее важные позиции высших судебных инстанций, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые касаются институтов гражданского права. При отборе я ориентировался на задачи, которые приходится решать юристам в жилищных правоотношения, когда нормативного регулирования, которое содержится в жилищном законодательстве, недостаточно.

* * *

Я выражаю огромную благодарность моей жене Назаровой-Корсаковой Е. А., которая не только взяла на себя нелегкий труд администрирования проекта в Интернете, но и начиная с первого издания оказывала мне помощь при подготовке книги.

* * *

Если вы обнаружили ошибки, опечатки в книге, а также если у вас есть предложения, пожелания, то вы можете написать мне по адресу: runaz@protonmail.com.

Руслан Назаров

Нормативно-правовые акты

Федеральные законы

– Жилищный кодекс 29.12.2004 №188-ФЗ

– Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ

– Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ

– Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ

– Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 №69-ФЗ

– Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 №190-ФЗ

– Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ

Постановления Правительства РФ

– Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

– Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»

– Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами»

– Постановление Правительства РФ от 13.08.

2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»

– Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»

– Постановление Правительства РФ от 21.12.

2018 №1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

– Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»

– Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»

– Постановление Правительства РФ от 24.06.2017 №743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»

– Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»

– Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641»

– Постановление Правительства РФ от 17.07.

1995 №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»

Приказы Минстроя РФ

– Приказ Минстроя России от 28.01.

2019 №44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»

– Приказ Минстроя России от 31.07.2014 №411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах»

– Приказ Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации»

1. ГОСТ Р 51617—2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования

Данный ГОСТ Р разрабатывался некоммерческим партнерством управляющих компаний. Поэтому он вобрал в себя все типичные ошибки в понимании правового регулирования деятельности управляющих организаций. К сожалению, раз документ стал ГОСТом, применять его необходимо. Посмотрим, какие же принципиальные моменты содержатся в ГОСТ 51617—2014.

Первое. Коммунальные услуги и коммунальные ресурсы. Пожалуй, единственный положительный момент в ГОСТе – это четкое разграничение коммунальных услуг и коммунальных ресурсов. Управляющие организации предоставляют потребителям не коммунальные ресурсы, а коммунальные услуги. Разница вот в чем.

Коммунальные ресурсы – это газ, вода, электричество и т. п. Коммунальные же услуги включают в себя не только газ, воду или электричество, но и содержание общего имущества, а также ряд иных действий управляющей организации.

Так, например, в рамках теплоснабжения ГОСТ Р предусматривает в составе коммунальных услуг осуществление работ по поддержанию инженерных сетей в нормативном порядке, обеспечение эффективной работы системы вентиляции, повышение эффективности тепловой защиты.

Второе. Договор управления – это договор оказания услуг. Такой вывод следует из п. 3.2 ГОСТ РФ 51617—2014. Это спорный вопрос. Однако сейчас, например, я все-таки склоняюсь к тому, что договор управления – это договор оказания услуг.

Это не подряд, не агентский договор. По договору управления собственникам предоставляется услуга управления домом, а не работы по содержанию дома. Конечно, работы по содержанию дома оказываются в рамках услуг по управлению.

Но предметом договора являются управленческие услуги.

Третье. Состав коммунальных услуг. Как следует из п. 4.2 ГОСТ Р 51617—2014 состав коммунальных услуг зависит от наличия соответствующих инженерных сетей в доме, а также от наличия на территории муниципального образования инженерных систем поставки ресурсов. Кроме того, состав услуг, что вполне логично, определяется тем, подключены ли сети дома к централизованным сетям.

Четвертое. Нормативные требования к коммунальным услугам. В ГОСТе приведены ссылки на нормативные требования к оказанию коммунальных услуг.

Теплоснабжение: СНиП 2.01.01.

Источник: https://www.litres.ru/ruslan-nazarov/zhkh-voprosy-i-otvety-4-e-izdanie/chitat-onlayn/

Топ-5 самых задаваемых вопросов на тему ЖКХ

Наиболее актуальные вопросы жкх

Тема ЖКХ давно входит в список самых наболевших проблем общества. С одной стороны, законы в жилищно-коммунальной сфере для всех жителей России одни, а вот проблемы у каждого региона свои. Есть своя специфика и у Бурятии.

Раиса Санжицыренова, замдиректора Агентства развития жилищного строительства, коммунального комплекса, энергоэффективности Бурятии, руководитель Школы грамотного потребителя в сфере ЖКХ, рассказывает, что к ним обращаются сотни человек.

Одни звонят просто проконсультироваться по несложным вопросам, другие просят помощи в решении сложных коммунальных проблем.

Чаще всего люди спрашивают о правилах предоставления коммунальных услуг, субсидировании коммуслуг, о счетчиках на коммунальные ресурсы и жалуются на управляющие компании. 

«Что мне там насчитали?»

Чаще всего экспертам приходится разъяснять постановление правительства РФ № 354 «О правилах предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах».

Проще говоря, люди не могут понять, из чего складывается их платежка на коммунальные услуги и почему им в тариф включили тот или иной пункт.

Стоит отметить, что вышеуказанное постановление часто видоизменялось и последние изменения еще дошли не до всех граждан. Зачастую непонимание связано с платежами по показаниям общедомовых приборов учета. 

– Здесь есть пункт, где права наших жителей немного ущемлены, – говорит Раиса Санжицыренова. – Собственники жилья, которые установили общедомовые и индивидуальные приборы учета, могут воспользоваться их данными только по истечении года.

То есть все показания приборов учета должны консервироваться в архиве, чтобы потом по истечении года ресурсоснабжающая организация (в нашем случае ТГК-14) могла произвести перерасчет. Не все жители понимают, почему такая ситуация сложилась. И мы на их стороне, так как считаем, что это не совсем правильно.

Кроме того, здесь идет прямое нарушение закона об энергосбережении. Из-за этого возникает много вопросов. Надеемся, что в будущем в постановление внесут необходимые изменения. 

«А мне субсидия положена?»

На втором месте по популярности – вопрос о социальной поддержке граждан. Многие и не догадываются о том, что им положена субсидия на капремонт, например. Совсем недавно было издано постановление правительства России о предоставлении субсидии на капремонт жителям старше 70 лет.  Не все знают, что компенсация положена даже тем, кто живет в семье и не является одиноким. 

Также существует социальная поддержка малоимущим. 

– В Москве, к примеру, субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется гражданам, у которых доля платежей на коммунальные услуги превышает 10% от общих расходов домохозяйства (сюда входят питание, образование, транспорт и т.д.). Жители Бурятии могут получить поддержку, если их доля расходов на коммуслуги выше 22% от общих трат, – объясняет эксперт. 

«Какую форму управления домом выбрать?»

Третью позицию, по словам специалиста, занимает вопрос о форме управления многоквартирным домом. Многие собственники жилья даже не знают о том, что есть разные способы управления общим имуществом многоквартирного дома, и о возможности самостоятельно управлять своим домом, поэтому слепо доверяют свои деньги управляющим компаниям. 

– Мы призываем жителей Бурятии учиться самостоятельно управлять своими домами и создавать товарищества собственников жилья, открывать собственный расчетный счет и планировать расходы на управление домом. Тогда не будет такой зависимости от управляющих компаний, – говорит руководитель школы грамотного потребителя. 

По словам Раисы Санжицыреновой, те, кто уже перешел к форме ТСЖ и распоряжается своими средствами самостоятельно, сразу видят  эффективность этой системы управления. 

– Люди сами регулируют платежи и наводят порядок в доме. Если ТСЖ работает в рамках закона и все сделано по совести, дом приобретает совершенно другой вид. В Бурятии есть примеры, когда дома с формой управления ТСЖ имеют более выигрышную позицию на рынке жилья по сравнению с теми домами, где еще остались управляющие компании, – поясняет эксперт. 

Какие бывают формы управления многоквартирным домом?

По российскому законодательству у собственников жилья есть право выбрать из трех форм правления своим домом.

  • Непосредственное управление – собственники жилья самостоятельно следят за своим имуществом. Правда, такая форма возможна для небольших домов, где находится не больше 30 квартир.
  • ТСЖ или ЖСК – некоммерческая организация, созданная собственниками жилья с председателем и небольшой администрацией.
  • Управляющая компания – коммерческая организация, которая может управлять сразу десятками многоквартирных домов. 

«Что такое совет дома и зачем он нужен?»

Нередко люди задают экспертам вопросы о совете дома. Этот институт был внедрен совсем недавно и призван объединять соседей по дому. Однако специалисты считают, что совет дома должен был появиться намного раньше. 

– Было время, когда жители могли объединиться по самым разным поводам: вместе отмечать юбилеи, провожать в армию или встречать из роддома. Еще десять лет назад были сохранены эти социальные связи.

Но только сейчас  законодатели поняли, что упустили очень важный момент в объединении граждан. Теперь этот институт выглядит искусственным, и не многие понимают, для чего он нужен.

Мы же считаем, что совет дома помогает собственникам осознанно перейти к выбору способа управления ТСЖ, и всячески поддерживаем инициативу, – делится Раиса Санжицыренова.

«Как заставить управляющую компанию отчитываться по прибыли?»

Одна из главных проблем собственников жилья в Бурятии – отношения с управляющими  и ресурсоснабжающими организациями. Люди считают, что могут многое спрашивать с этих субъектов жилищно-коммунального рынка. Однако это совсем не так. 

– Нужно понимать, что и «управляшки», и РСО – это бизнес, их главная цель – получение прибыли.

Все средства, которые поступают на счет управляющей организации, являются ее доходами, которые она использует на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома на основе договора управления домом.

Собственники могут требовать от УО отчет за все выполненные работы, указанные в этом договоре, но  никто не имеет права требовать от нее отчеты о потраченных деньгах на содержание администрации и о дополнительных доходах, – объясняет эксперт. 

Отчитаться управляющая организация обязана лишь по форме договора управления, а куда пошли сверхприбыли уже не дело собственников жилья. То же самое касается и РСО, только в части предоставления информации. Есть определенный перечень пунктов, по которому ресурсоснабжающие организации отчитываются или информируют население. За пределы этого списка никто выходить не будет. 

– Это коммерческие организации, и они часто замалчивают не выгодную для себя информацию, но попробуй поймай их за руку. При этом обвинять их в нераскрытии информации мы не можем. Они работают в рамках тех требований, которые перед ними поставил законодатель. Поэтому жители сами должны быть внимательными и следить за последними новостями в сфере ЖКХ, – уверена Раиса Санжицыренова. 

Советы для собственников жилья

  1. Обязательно нужно посещать собрания собственников жилья при любой форме управления домом: будь то ТСЖ, управление управляющей организацией либо непосредственное управление. Инициировать собрание могут сами собственники или управляющие организации и органы власти.
  2. Надо точно знать, сколько квадратных метров жилого помещения относится к вашей собственности. Речь идет о жилой площади, которая не всегда правильно прописана в техпаспорте. Возможно, вы много лет платите за лишние площади – балкон или лоджию. Лучше всего вызвать специалиста и перепроверить эту цифру, чтобы не переплачивать лишнее. Не все жители знают, что нужно вносить изменения в техпаспорт.
  3. Все собственники должны знать перечень общего имущества. Так проще будет следить за работой ТСЖ и «управляшек». Этот перечень является обязательным приложением к договору управления и его надо утверждать общим собранием собственников.
  4. Необходимо знать площадь придомовой территории, которая также включена в перечень общедомового имущества. придомовой территории включено в платежку, и сумма оплаты зависит как раз от площади двора. В настоящее время у нас запущена программа «Формирование комфортной городской среды», и, чтобы попасть в нее, нужно обязательно получить кадастровый паспорт, то есть оформить придомовую территорию, чтобы получить право на финансирование из бюджета на благоустройство территории.
  5. Следите за новостями в сфере ЖКХ. Нововведения появляются почти каждую неделю и не всегда соответствующие органы вовремя доносят информацию до населения.  Информацию можно получать из разных источников, в том числе и в школе грамотного потребителя.

Источник: https://www.infpol.ru/93971-top-5-samykh-zadavaemykh-voprosov-na-temu-zhkkh/

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России

Наиболее актуальные вопросы жкх

Благоустройство домов – одна из серьезных проблем, которая касается практических всех городов России.

Многие собственники жилья ежемесячно исправно платят за содержание придомовой территории в надлежащем виде, однако не все понимают, как иногда сложно и тяжело управляющим компаниям и ЖКХ выполнять свои обязанности.

Какие проблемы ЖКХ существуют сегодня в России? Многие россияне считают своей главной проблемой ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством.

В последние несколько лет идет реформирование ЖКХ, но многие люди считают, что проблемы на самом деле не решаются, а наоборот, нарастают. Можно ли навести порядок в этой сфере, куда пропадают деньги, как обеспечить нормальное функционирование городов?

Основные проблемы ЖКХ в 2020 году

Давайте рассмотрим главные проблемы в ЖКХ и пути их решения коротко и ясно:

  1. Высокие тарифы и их необусловленный рост. Многие граждане РФ обеспокоены тем, что им приходится тратить немалые суммы на услуги ЖКХ. Плюс к этому многих возмущает непрозрачность расходования средств.
  2. Отсутствие нормального качества предоставляемых услуг. Почему сотрудники ЖКХ не справляются со своими обязанностями? Этому есть два объяснения. Первое: старые коммуникации работают неэффективно, много энергии тратится в никуда и эти потери должны оплачивать жильцы дома. Второе: в ЖКХ нередко работают сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности, поэтому выполняют работы неправильно, непрофессионально, из-за чего страдает качество работ.
  3. Отсутствие контроля за предприятиями жилищно-коммунальной отрасли. Государство недостаточно контролирует эту сферу, а ЖКХ чувствуют свою безнаказанность, поэтому нередко люди сталкиваются с мошенническими схемами и аферистами, берущими за свои услуги втридорога, а по факту не предоставляющие эти услуги.

Решить главные проблемы управляющих компаний ЖКХ в 2020 году можно такими путями:

  1. Государство должно взять на контроль деятельность ТСЖ, управляющих компаний и разработать правовую ответственность за недобросовестную работу этих организаций. Также важно, чтобы правительство ликвидировало монополистов, которые устанавливают заоблачные цены на коммунальные услуги. Необходимо создать здоровую конкурентную среду для управляющих компаний.
  2. Найти дополнительные источники финансирования, чтобы можно было произвести полную модернизацию коммунальной инфраструктуры. Износившиеся, прогнившие трубы, газопровод, канализацию, старые электрические сети – все это нужно поменять, чтобы люди не переплачивали за потерю энергии. Дополнительно для снижения энергетических потерь следует установить систему энергосбережения в каждом доме, а также поставить новые приборы учета, чтобы жильцы не прибегали к мошенническим схемам.
  3. Создание общественных организаций для осуществления контроля за работой ЖКХ. Члены таких организаций должны контролировать ход проведения капитального ремонта, замену окон, работы по благоустройству прилегающей к дому территории и т. д.

Проблемы ЖКХ с точки зрения населения

Жильцы многоквартирных домов особое внимание уделяют таким проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, как:

  • высокие тарифы на услуги;
  • плохое качество предоставляемых услуг;
  • отсутствие капитального или косметического ремонта (не окрашиваются подъезды, не ремонтируются окна/двери/лавки и т. д.);
  • коррупция в сфере ЖКХ, воровство;
  • отсутствие государственного контроля за деятельностью управляющих компаний;
  • отсутствие нормального благоустройства территории;
  • отсутствие нормального напора воды, отопления, проблемы с поставкой газа;
  • аварийное состояние домов;
  • плохие дороги на придомовой территории;
  • некомпетентность работников ЖКХ;
  • отсутствие финансовой отчетности перед населением;
  • плохой вывоз мусора (несвоевременный, грязная уборка);
  • отсутствие детских площадок возле дома, лавочек, урн и др.

Для успешного реформирования системы ЖКХ в России необходимо сделать следующие шаги:

  1. Изменить законодательную базу, внедрить лицензирование управляющих компаний.
  2. Создать базу злостных неплательщиков коммунальных услуг, чтобы как-то влиять на них (например, пока не оплатил долги по ЖКХ, то ни один банк не выдаст потребительский кредит).
  3. Предоставить населению возможность получения бесплатной консультации от юристов по части ЖКХ. Это нужно для того, чтобы население было осведомлено о проблемах ЖКХ, о путях их устранения. Важно работать с людьми, чтобы они понимали, почему эта сфера имеет те или иные проблемы, и как каждый житель может повлиять на деятельность управляющих компаний.
  4. Повысить эффективности использования основных средств ЖКХ путем применения современных технологий и материалов при проведении ремонтных работ.

Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ

В 2007 году был подписан Федеральный закон № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».

Цель этого фонда в том, чтобы направить все силы на создание благоприятных и безопасных условий проживания людей, повысить качество услуг и избавиться от проблем реформирования, внедрить ресурсосберегающие технологии, обеспечить финансовую поддержку субъектам РФ для проведения ремонтов и др.

Основная идея реформы в том, что жильцы должны перейти к самоуправлению. Это значит, что сами владельцы квартир должны следить за состоянием общедомового имущества, заниматься благоустройством прилегающих территорий и нести за это ответственность.

Поэтому в последнее время все чаще стали появляться товарищества собственников жилья, которые лично управляют домом.

Перспективы развития отрасли ЖКХ

Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ – неоднократная и очень многогранная тема для дискуссий. В 2011 году ЖКХ вступило в полосу инновационных преобразований.

Если ранее правительство ставило перед собой задачу – сформировать прозрачную цепочку «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» с целью устранения конфликтов между жильцами дома и поставщиками услуг, то по состоянию на 2020 год основные проблемы в жилищном законодательстве были устранены.

Так, сегодня можно упростить создание ТСЖ, была создана здоровая конкуренция, были четко установлены нормативы потребления коммунальных услуг (разграничение на индивидуальное и общедомовое потребление).

Теперь платежи по коммунальным услугам рассчитываются справедливо и обоснованно. Граждане теперь понимают, что указано в их счетах и за что они должны платить.

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России и перспективы развития этой отрасли сводятся к следующим положениям:

  1. В сфере управления многоквартирными домами – важно создать такие условия, при которых количество удовлетворенных жильцов дома будет возрастать. Для этого нужно повышать ответственность собственников квартир, своевременно делать ремонт и др.
  2. В сфере проведения ремонта – своевременно проводить ремонт надлежащего качество и по оправданной цене. Для повышения эффективности системы капитального ремонта нужно привлекать дополнительные источники финансовых ресурсов, например, это может быть кредитование.
  3. В сфере устранения аварийного жилого фонда – государство взялось защищать социально незащищенные слои населения путем их переселения из аварийных квартир в нормальные условия проживания. Для этого оно планирует создать некоммерческий фонд аренды, выделяемый муниципалитету для возведения домов в целях переселения людей при условии возврата средств сроком до 30 лет.
  4. В сфере теплоснабжения – правительство обяжет теплоснабжающие предприятия нести ответственность за качественную и надежную подачу тепла.
  5. В сфере подачи горячей воды – правительство запланировало провести многоступенчатый переход от использования открытых систем горячего водоснабжения до закрытых систем. Это поможет уменьшить потерю тепловой энергии.
  6. В сфере подачи холодной воды задача правительства – обеспечить все население России качественной питьевой водой. При этом неважно, какой у человека достаток или какое у него социальное положение. Вода должна быть качественной в любом случае. Для реализации этого положения необходимо будет проводить очистку сточных вод, устранять осадки, уменьшать воздействие антропогенных факторов на окружающую среду.
  7. В сфере усовершенствования и повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства – планируется привлекать частных инвесторов, чтобы те вкладывали деньги в ЖКХ.

В сфере ЖКХ существует множество проблем: неоправданные платежи, некачественное предоставление услуг, отсутствие контроля и, как следствие, безнаказанность работников ЖКХ.

Сегодня для развития сферы ЖКХ необходимо разрабатывать и успешно внедрять комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационных технологий, на поиск инвесторов, создание заинтересованности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме осуществлять контроль за управляющей компанией и повышать эффективности ее работы.

Источник: http://expert-home.net/problemy-zhkh/

Проблемы ЖКХ

Наиболее актуальные вопросы жкх

Правожил.com > Вопросы ЖКХ > Коммунальные услуги > Проблемы ЖКХ

Сфера деятельности ЖКХ

Сферу ЖКХ, или жилищного и коммунального хозяйства, часто называют «коммуналкой». Понятие комплексное, включающее факторы обслуживания, от которых зависит комфортность жилья: безаварийное снабжение горячей и холодной водой, система ее очистки, канализация; электро-и газоснабжение; теплоснабжение; вывоз мусорных контейнеров; текущий ремонт коммуникаций и здания; благоустройство.

Основные проблемы ЖКХ

особенность системы – это социальная значимость отрасли жизнеобеспечения. Назревшие проблемы ЖКХ традиционно волнуют каждого в ситуации, когда необоснованные цены становятся бременем непосильных платежей в условиях предоставления услуг низкого качества. Поговорка по две известные беды в России дополняется третьей – ЖКХ.

Выход из кризисной ситуации коммунальной сферы станет важнейшим показателем развитости не только отдельного региона, но и страны в целом.

Проблемы ЖКХ

В списке болевых точек системы ЖКХ следующие:

  1. Отсутствие единого порядка и прозрачности ценообразования услуг и, как следствие, невозможность потребителю проверить верность расценок и расчетов.
  2. Несоответствие уровня установленных платежей за коммунальные услуги и жилье реальным затратам на обслуживание. Переплаты и оплаты за не оказанные потребителю услуги – бич ЖКХ.
  3. Низкое качество выполнения услуг предприятиями ЖКХ. Ошибки персонала как проявление недостаточной квалификации специалистов отрасли. Несвоевременное устранение сбоев и неполадок. Отсутствие контроля и недостаточно эффективное внутреннее управление как одна из причин ухудшения работы отрасли.
  4. Проявление иждивенческих настроений собственников жилья, неправильная эксплуатация оборудования, запущенность и износ фонда недвижимости.
  5. Низкий уровень финансирования работ по модернизации системы и обслуживанию жилья.
  6. Дифференциация по регионам состояния оснащенности и качества предоставляемых услуг в ЖКХ.
  7. Изношенность основного отраслевого фонда ЖКХ, применение устаревших технологий, требующих больших финансовых вложений и ресурсов (тепла, газа, воды и т.д.). Энергоемкость оказанных услуг превышает аналогичные показатели стран Европы в 2,5-3 раза.
  8. Обслуживающее оборудование в состоянии физической изношенности и моральной неактуальности.
  9. Требования к современной инфраструктуре ЖКХ и ее возможности

    Растущие требования к современной инфраструктуре не соответствуют имеющимся мощностям устаревшей инженерной коммунальной системы.

  10. Дисбаланс потребностей и возможностей.
  11. Недостаточная конкуренция в сфере оказания коммунальных услуг, монополизация отдельных областей.

  12. Противоречивость правового регулирования отраслевого функционирования. Несовершенство нормативной базы в сфере поставщиков услуг.
  13. Проблемы отношений между заказчиками, подрядчиками и потребителями в правах, обязанностях сторон, системе взаимодействия.

  14. Незавершенность процесса приватизации недвижимости, препятствующая созданию ассоциаций собственников жилья.

Какие меры устранения проблем ЖКХ актуальны сегодня

Социальная поддержка незащищенным гражданам

Государство признало критическим состояние коммунальной сферы и жилищного фонда. В настоящее время политический курс направлен на привлечение частного бизнеса в ЖКХ, формирование условий для его развития.

Постепенно проводится пересмотр цен на оказание коммунальных услуг с проведением социальной поддержки самым незащищенным гражданам. Государство предпринимает попытки сдерживать цены на услуги ЖКХ.
Решению накопившихся проблем ЖКХ может помочь постепенная модернизация всей инфраструктуры отрасли, реализация отдельных проектов по оптимизации применения природных ресурсов и качества услуг.

Подсчитано, что требуется около полутора триллионов рублей инвестиций. Государство не предоставит их в полном объеме. Финансовые притоки возможны только в рыночных условиях на основе здоровой конкуренции для реализации проектов и программ развития.

Нужна обновленная правовая и экономическая платформа для создания финансовой привлекательности отрасли и освоения внебюджетных средств.

Прозрачные тарифы для населения

Компании и частные фирмы, приходящие на рынок ЖКХ, вместе с государством должны преодолевать трудности и риски по развитию отрасли. Требуется постоянная поддержка системы обновления, поиска решений и подготовки квалифицированных кадров для работы в новых условиях.

Варианты решений текущих проблем ЖКХ видятся в следующем:

  • совершенствование жилищной политики с установлением льгот и привлечением лучших компаний для работы в сфере ЖКХ;
  • установление прозрачных и оправданных тарифов для населения, порядка в ценообразовании;
  • внедрение комплексной реконструкции микрорайонов или кварталов;
  • создание системы стимулов и должных условий для экономии энергопотребления, рационального использования ресурсов, снижения энергоемкости производств;
  • обновление организационных и управленческих структур ЖКХ; техническое переоснащение системы ЖКХ, внедрение новых технологий в обслуживании жилищного фонда.

Инертность многих участников системы ЖКХ объясняется сложными внутренними порядками и боязнью рисков. На текущий период не завершена инвентаризация имущества ЖКХ, что препятствует объективной оценке отрасли.

Нужны общие усилия по наведению порядка и выходу на новый уровень комфортности в вопросах текущего жизнеобеспечения.

На сайте можно найти материалы по различным вопросам обслуживания жилого фонда и решения правовых проблем с недвижимостью в сфере ЖКХ. Консультации и индивидуальные решения можно получить онлайн или по горячему номеру телефона.

Источник: https://PravoZhil.com/zhkh/uslugi/problemy

Что нас ждет в развитии ЖКХ в ближайшие 15 лет?

Наиболее актуальные вопросы жкх

Минстрой РФ подготовил проект Стратегииразвития ЖКХ РФ на период до 2035 года. Планируется, что после утвержденияраспоряжением Правительства РФ эта стратегия будет использоваться приразработке и реализации государственных и федеральных целевых программ.

В документеозвучены текущие проблемы ЖКХ, такие как высокий износ фондов, низкаяактивность собственников в управлении МКД, отсутствие мотивации к энергоэффективностикак со стороны жителей, так и со стороны поставщиков ресурсов и услуг.

Планы в отношении управления жильем.

В документеизложены основные направления, по которым предполагается развитие отрасли:

1.МКД становится единым объектом недвижимости, включающим в себя помещения, общееимущество, земельный участок.

2.Приоритетным может рассматриваться способ управления, при котором каждыйвладелец помещения становится членом ТСН с момента приобретения квартиры.

3.Управление каждым МКД должна осуществлять профессиональная управляющаяорганизация. Собственники могут управлять домом самостоятельно, при этомуправляющий должен подтвердить свою профессиональную квалификацию и нестиполную ответственность за некачественное управление.

4. и обслуживание общедомового имущества должно осуществляться согласноединым чётким стандартам в зависимости от набора услуг, при этом органы властимогут устанавливать минимальный размер платы за базовый набор услуг и работ,обеспечивающих безопасное проживание.

5.Предполагается сформировать условия заключения долгосрочных договоровуправления.

Предложения по энергоэффективности.

Экспертыпредлагают поручить ресурсоснабжающим организациям устанавливать общедомовые ииндивидуальные приборы учета ресурсов, поставляемых по прямым договорам ссобственниками.

Для развитияэнергосервисных контрактов хотят отказаться от ограничения платы за общедомовыенужды (ОДН) нормативом.

Предполагаетсявнедрение требований об обязательном оприборовании всего нового жилищного фондаприборами общедомового учета.

Отдельныепредложения были сформулированы в отношении индивидуальных тепловых пунктов(ИТП):

– разрешить ресурсоснабжающиморганизациям устанавливать ИТП без последующей передачи его в состав общедомовогоимущества,

– программаоснащения дома ИТП может финансироваться как за счет экономии, возникающей у ресурсоснабжающейорганизации, так и за счет сохранения платежа МКД.

О цифровизации.

Для цифровизацияв жилищной сфере хотят создать две цифровые базы: технического учета жилищногофонда и единой электронной базы собственников.

Предполагается,что цифровая база технического учета МКД будет содержать сведения о текущемсостоянии дома, реализованных и запланированных капремонтах, расселении.

Единаяэлектронная база собственников нужна, среди прочего, для регулируемого доступак данным жителей, при этом обеспечивающую защиту их персональных данных. Такаябаза, по мнению авторов стратегии, упростила бы принятие общих решений в МКД,проведение и реализацию решений общих собраний, работу с должниками.

Платежная дисциплина.

Наиболееактуальный вопрос для жителей и УК – это оплата ЖКУ и работа с должникамисоответственно.

В этомнаправлении документ также предусматривает целый ряд предложений:

1. Ввестиначисление объема используемых ресурсов для общедомовых нужд по фактупотребления при наличии общедомовых приборов учета.

2. Обеспечитьсистемное информирование населения о порядке расчета стоимости и способахоплаты за ЖКУ, а также возможностях разрешения спорных вопросов исполнителямиЖКУ и расчетными центрами (адресная рассылка информации с помощью квитанций, вличном кабинете плательщика, размещение информации на интернет-порталах).

3. Распространитьлучшие практики способов оплаты ЖКУ (например, создание личного кабинетапотребителя с возможностью передачи показаний приборов учета онлайн), предоставитьправо перехода потребителей к использованию единых платежных документов.

4. Создатьединую базу потребителей, интегрированную с базами данных МВД России, ФНС,службы судебных приставов.

5. Предоставитьдоступ исполнителям коммунальных услуг к единой базе данных потребителей или, вслучае ее отсутствия, обязать самих потребителей передавать исполнителямактуальные сведения о собственниках, площади, количестве проживающих в объеме,необходимом для корректного выставления счета и возможного взысканиязадолженности.

6. Установитьдополнительные требования для посредников при осуществлении платежей за коммунальныеуслуги (например, для управляющих организаций – обеспечить наличие собственногокапитала, имущества, банковской гарантии; для расчетных центров – обеспечитьсоблюдение сроков перечисления денежных средств за коммунальные услуги).

7. Ввестидля неплательщиков штраф за недопуск в помещение для введения ограничениярежима потребления,

8. Разрешитьпубликовать сокращенную персональную информацию неплательщиков за ЖКУ наподъездах домов.

Источник: https://GKHNews.ru/1363-chto-nas-zhdet-v-razvitii-zhkh-v-blizhajshie-15-let/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.