+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Легализация в банке

115-ФЗ. Остаться в живых — Право на vc.ru

Легализация в банке

Из официальных источников известно о том, что более половины предпринимателей, которым банки заблокировали счет прекращают свою деятельность. По какому праву банки блокируют счета?

В 2001 году был принят Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Этот закон применяется «очень широко», под него подпадает использование налоговых схем и малая налоговая нагрузка, обналичивание.

Центробанк рассылает всем банкам инструкции и рекомендации, которые банки обязаны соблюдать, в случае несоблюдения банки рискуют лишится лицензии.

В соответствие п. 10 ст.

7 закона 115-ФЗ банк может на 5 дней заблокировать проведение только подозрительной операции, если клиент не смог доказать законность сделки, то в проведении платежа банк откажет, и если ситуация повторилась — банк может расторгнуть договор. Блокировка счета или отказ проведения всех операций по программе обмена электронными документами(клиент-банк, банк онлайн) в связи с одной подозрительной операцией незаконна.

При непредставлении клиентом запрошенных документов и информации, а также, если в ходе анализа возникают подозрения в легализации, кредитным организациям рекомендуется отказывать в выполнении распоряжения клиента См. методические рекомендации ЦБ РФ №10-МР от 13.04.2016

Решение о более длительной блокировке может принять только Финмониторинг, который вправе принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней. Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга.

При блокировке счетов Финмониторингом оспаривание происходит через Межведомственную комиссию ЦБ РФ, куда подается жалоба. Жалобу можно подать через интернет-приёмную Банка России, срок рассмотрения жалобы — не более 20 дней.

Если сотрудники банка блокируют онлайн доступ к банку, или не проводят остальные платежи, или делают Вам «неприличное предложение» расторгнуть договор — письменно просите пояснить основания и жалуйтесь!

Если счет заблокирован, и не удалось доказать законность сделки, то открытие счетов в любом банке невозможно, кроме того, руководители и учредители рискуют тем, что вновь созданному ими юрлицу или ИП будет отказано в открытии счета.

Последствия для бизнеса действительно очень серьезные, поэтому лучше понимать, какие операции будут признаны подозрительными.

Признаки для проверки и подозрительности

1.Клиент продолжительное время (в среднем 3 месяца) не проводил операций по счету либо проводил их в незначительных объемах

Впоследствии счёт начинает активно использоваться для операций, имеющих запутанный или необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели

Списание до активного периода не превышало 3 000 000. в месяц (включая аренду и коммунальные платежи и т.д.)

2. Уплата налогов не осуществляется либо составляет не более 0,5 процентов от дебетового оборота

3. Уставный капитал 10 000 рублей или чуть больше.

4. Учредитель, руководитель и бухгалтер совпадают в одном лице

5. Юридический адрес совпадает с адресом массовой регистрации

6. Руководитель отсутствует по юридическому адресу клиента

7. Активность в пользовании счетом совпадает со сменой учредителей, изменением фирменного наименования, адреса, закрытием счетов в других банках

8. НДФЛ не уплачивается либо занижен

9. Использование счёта для транзитных операций

Признаки транзитных операций

  • На счет клиента зачисляются средства от большого количества резидентов с последующим их списанием
  • Списание производится в срок, не превышающий 2 дней со дня зачисления
  • Проводятся регулярно (ежедневно)
  • Проводятся длительное время
  • Деятельность клиента не создаёт обязательств по налогам либо налоговая нагрузка минимальна
  • Уплата налогов не осуществляется либо осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности

По оценке Банка России деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а их операции требуют повышенного внимания См.Письмо ЦБ РФ №236-Т от 31.12.2014

Контроль за движением наличных денежных средств

Систематическое снятие юридическим лицом, ИП наличных денежных средств с использованием дебетовых корпоративных карт – основание считать, что возможными действительными целями операций является легализация доходов, полученных преступным путём и другие противозаконные цели.

1. Наличными снимается 30 и более процентов от оборота за неделю

2. С даты создания юридического лица прошло менее 2 лет

3. Деятельность не создаёт обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна

4. Денежные средства поступают на счёт от контрагентов, по счетам которых проводятся транзитные операции и эти контрагенты одновременно отправляют деньги на счета других клиентов

5. Денежные средства поступают суммами, как правило, не превышающими 600 000 рублей.

6. Снятие наличных осуществляется регулярно, как правило ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления

7. Снятие наличных происходит в сумме не более 600 000 рублей, либо в сумме равной(незначительно меньшей) размера максимального определенного банком, который может быть выдан в течение одного операционного дня.

8. Снятие наличных осуществляется в конце операционного дня и в начале следующего

9. Клиент использует несколько корпоративных карт для получения наличных

Если Вы не используете ничего из вышеперечисленного, но операцию или онлайн банк заблокировали и требуют предоставления документов, срочно(!) собирайте документы, связывайтесь с сотрудниками банка. Соберите максимальное количество документов, отправляйте документы с сопроводительным письмом, обязательно получите подтверждение о получении.

Помните о том, что не вовремя отправленный ответ или «отписка» с неполным пакетом документов может повлечь проблемы с Росфинмониторингом, которые решить будет уже дольше и сложнее.

Перечень подозрительных действий в нашей статье не полный, так как этот перечень обновляется.

— Типология использования решений третейских судов в целях обналичивания денежных средств;

— Типология «теневой» инкассации через автосалоны.

Мы поможем Вам в подготовке ответов для банков, возьмем на себя сопровождение проверок, постановку учета, возьмём на себя ведение учета, проверим не переплачиваете ли Вы налоги, не грозит ли Вам налоговая проверка, обеспечим сохранность и актуальность Ваших баз 1С, с помощью 1С автоматизируем бизнес-процессы.

директор ООО «Интеллект Центр»

Задайте вопрос нашему виртуальному бухгалтеру Зое, которая всегда на связи – https://izzi.ru/nSgYwOK

телефон +7 (351) 225-67-48.

Блокировки счетов, чем опасны и как избежать Марина Назарова

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/legal/71926-115-fz-ostatsya-v-zhivyh

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения – Почта Банк

Легализация в банке

В целях реализации программы идентификации, руководствуясь Договором банковского счета, а также Статьей 7 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Банк обязан не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений, обновлять информацию о Клиентах, их Представителях, Выгодоприобретателях и Бенефициарных владельцах.

При этом на всех Клиентов согласно п. 14 Статьи 7 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» возложена обязанность по предоставлению, информации, необходимой для исполнения Банком требований указанного Федерального закона, включая информацию о своих Выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и Бенефициарных владельцах.

Уведомление от Банка о необходимости обновления сведений может быть направлено посредством СМС-сообщения, ДБО, электронного письма, почтового отправления.

Обращаем Ваше внимание на необходимость самостоятельного предоставления в Банк документов и сведений при изменении идентификационных данных в течение 5 календарных дней с даты возникновения события.

Представитель Клиента

Представитель Клиента — лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет Клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица.

Бенефициарный владелец

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) Клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия Клиента. Бенефициарным владельцем Клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что Бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

При этом юридические лица согласно статье 6.1 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», обязаны располагать информацией о своих Бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих Бенефициарных владельцев идентификационных сведений.

Сведения о своих бенефициарных владельцах юридическое лицо обязано обновлять не реже одного раза в год и документально фиксировать полученную информацию.

Выгодоприобретатель

Выгодоприобретатель — лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует Клиент.

Выгодоприобретателем является:

  • по платежу за 3-е лицо — третье лицо, указанное в назначении платежа или в дополнительных реквизитах (за кого осуществляется платеж)
  • по договору банковского вклада — третье лицо (в пользу которого открывается вклад)
  • по договору поручения — Доверитель
  • по договору комиссии — Комитент
  • по агентскому договору — Принципал
  • по договору доверительного управления — лицо (в пользу которого заключается договор)
  • по договору страхования — лицо (в пользу которого заключается договор страхования)

Обновления идентификационных сведений физического лица — Клиента Банка

При изменении идентификационных данных, предоставленных в Банк при открытии счета (изменении ФИО, гражданства, реквизитов документа, удостоверяющего личность, данных миграционной карты и данных документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, изменении адреса места жительства (регистрации) или места пребывания, контактной информации (номер телефона/факса, адрес электронной почты, почтовый адрес др.), Клиенту необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события обратиться в ближайшее отделение, Клиентский центр Банка и предоставить обновленные сведения и документы.

При изменении идентификационных сведений лица, являющегося Представителем Клиента и/или изменении наименования, даты выдачи, срока действия, номера документа, подтверждающего наличие у лица полномочий Представителя, необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события предоставить в Банк информацию и документы, подтверждающие данные изменения. При появлении (смене) Бенефициарного владельца и/или Выгодоприобретателя, необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события предоставить в Банк идентификационные сведения и подтверждающие документы о Бенефициарном владельце, Выгодоприобретателе.

Обновления идентификационных сведений Индивидуального предпринимателя и юридического лица — Клиента Банка (далее — ЮЛ/ИП)

При изменении идентификационных данных ЮЛ/ИП, предоставленных Клиентом при начале деловых отношений с Банком или предыдущем обновлении сведений, а также физического лица, являющегося Представителем, учредителем (участником)/ Бенефициарным владельцем Клиента/ Выгодоприобретателем (при наличии) Представителю ЮЛ/ИП необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события обратится в ближайшее(ий) отделение, Клиентский центр Банка и предоставить обновленные сведения на основании опросного листа и подтверждающие документы.

Идентификационные данные:

  • В целях идентификации (обновления сведений) об индивидуальном предпринимателе и частнопрактикующем лице (например, адвокате, нотариусе, арбитражном управляющем) необходимо предоставить следующие сведения, подтвержденные документами или надлежаще заверенными копиями документов:
    1. сведения о документе, удостоверяющем личность (серия, номер паспорта, дата выдачи, место выдачи, код подразделения), место рождения, дату рождения физического лица;
    2. сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
    3. сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
    4. сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;
    5. контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии);
    6. сведения (документы) о финансовом положении;
    7. сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества индивидуального предпринимателя;
    8. сведения о Бенефициарном владельце (Бенефициарных владельцах) индивидуального предпринимателя (при наличии).
  • В целях идентификации (обновления сведений) о юридическом лице, кроме кредитных организаций, необходимо предоставить следующие сведения, подтвержденные документами или надлежаще заверенными копиями документов:
    1. Наименование (полное);
    2. организационно-правовая форма;
    3. адрес юридического лица;
    4. сведения о лицензии на право осуществления деятельности (при необходимости);
    5. сведения об органах юридического лица;
    6. сведения о величине зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величине уставного фонда, имущества;
    7. контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии);
    8. сведения (документы) о финансовом положении;
    9. сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества юридического лица;
    10. сведения о Бенефициарном владельце (Бенефициарных владельцах) юридического лица;
    11. сведения о наличии у юридического лица статуса хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса в безопасности РФ, а также не является ли Клиент обществом, находящимся под прямым или косвенным контролем организаций и обществ, указанных в статье 1 Федерального закона № 213-ФЗ.

Документы и сведения, направляемые в Банк, на основании которых осуществляется идентификация Клиента, Представителя Клиента, Выгодоприобретателя, Бенефициарного владельца, должны быть действительными на дату их предъявления (получения).

При непредоставлении Клиентом обновленных идентификационных данных и подтверждающих документов, Банк вправе приостановить работу Клиента в системе ДБО, а также вправе реализовать полномочия, определенные п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.

2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», а именно, отказать в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции до получения необходимых документов (информации).

Источник: https://www.PochtaBank.ru/about/podft

Легализация доходов, полученных преступным путем

Легализация в банке

В 2020 году государство обеспечивает экономическую безопасность помимо всего прочего также и с помощью валютного контроля.

Таким образом власти пытаются контролировать соблюдение законодательства в области экспортно-импортных, валютных, а также других внешнеэкономических операций.

Однако практика показывает, что подобные методы валютного контроля, которые в настоящее время предпринимаются в РФ, не приостанавливают негативные тенденции: отмывание денег, что получены незаконным путем, вывоз капитала, деятельность теневого сектора в области внешней торговли, а также на внутреннем финансовом рынке.

В итоге борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, — это серьезная проблема не только нашей страны, но и всего международного сообщества.

Законодательная база

115 Федеральный закон «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» малоизвестен широким слоям населения.

При этом основное направление данного Федерального закона — это охрана законных прав отдельных граждан и государства в целом. Рассмотрим подробнее законодательный акт, который призван защищать экономическое благополучие страны.

Итак, 115-ФЗ (антиотмывочный закон) приняли в августе 2001 года. В то время экономика стремительно развивалась, поэтому и возникла потребность в ее защите.

Для этого законодатель предусмотрел меру ответственности не только за получение незаконных доходов, но и за их инвестирование в легальный бизнес.

Область применения этого законодательного акта довольно-таки масштабна. Так, его действие распространяется как на физических лиц, вне зависимости от их гражданства, так и на различные организации (будь то российские или иностранные филиалы, дочерние фирмы или представительства), которые проводят различные расчеты имуществом или деньгами.

Также действие 115-ФЗ касается контролирующих государственных органов, которые отслеживают расчеты деньгами либо имуществом.

Кроме того, другие организации, которые совершают денежные операции на сумму больше, чем 600 000 рублей, обязаны обеспечить внутренний контроль за соблюдением данного законодательного акта и назначать для этого ответственного специалиста.

Также закон определил, что любая сделка, независимо от суммы, подпадает под действие данного закона в случае, если одна из сторон причастна к терроризму или к экстремистской деятельности.

Под финансированием терроризма подразумевается целенаправленное совершение платежей для совершения одного либо сразу нескольких уголовно наказуемых преступлений.

Таким образом, суть закона заключается в следующем: организации, проводящие расчеты имуществом или денежными средствами, обязаны следить за финансовыми потоками, проходящими через них.

В случае, если в результате анализа было обнаружено, что проводимые операции подпали под признаки неблагонадежности, то о них следует сообщить в специальные государственные органы.

В случае наличия достаточного количества оснований контролирующие органы, в свою очередь, должны передать данные правоохранителям.

Легализация преступных доходов УК РФ

Что такое легализация отмывания доходов, полученных преступным путем? Под этим термином подразумеваются любые действия, которые направлены на сокрытие незаконного происхождения денег или другого имущества, их местонахождения и перемещения для того, чтобы придать им вид вполне законных.

При этом стоит отметить, что обновленное издание 115-ФЗ предусматривает, что в легализации таких денежных средств нет каких-либо исключений в перечне преступлений, которые поспособствовали приобретению таких денег или имущества.

Специалисты утверждают, что в Российской Федерации каждый год легализуют приблизительно 250–300 млрд рублей, как правило, организованные преступные группы.

Рассмотрим главные признаки легализации теневых средств:

  • совершение уголовного преступления, благодаря чему преступник получил деньги, которыми не может сразу же воспользоваться;
  • совершение дальнейших действий с преступными средствами для придания им правомерного вида (для этого могут подделывать документы или же использовать чужие документы);
  • сокрытие настоящего происхождения преступных доходов;
  • непосредственное сокрытие лиц, которые извлекают теневые доходы, а также инициируют их легализацию;
  • уклонение от выплаты налогов;
  • создание доступа к преступным денежным средствам;
  • организация безопасного инвестирования теневых средств в легальный бизнес.

При этом для легализации преступных средств преступнику потребуется совершить все из вышеперечисленного списка. Однако судебная практика показывает, что обеспечить одновременно их эффективное достижение получается далеко не всегда.

К примеру, правонарушитель может отправить отмытые деньги в такое место, где доступ к ним может вызвать большие проблемы.

Также случается, что преступник обеспечил себе легкий доступ к теневым доходам, однако при этом он не смог надежно их сокрыть, в результате чего его привлекут к уголовной ответственности.

Таким образом, движение нелегально приобретенных средств во многом схоже с движением легально полученных денег. В таком случае теневые доходы преступник может использовать многими путями, зависимо от его долгосрочных или краткосрочных планов.

Как правило, движение нелегальных доходов проходит в циклической форме: одни расходуют на немедленное потребление, а другие возвращают их обратно в легальный бизнес.

Итак, легализация преступных денежных средств – это неотъемлемая составляющая преступной деятельности, важное звено криминального экономического цикла.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/legalizaciya-doxodov-poluchennyx-prestupnym-putem/

Что такое отмытие денег простыми словами и способы легализации дохода

Легализация в банке

Отмывание денег является существенной проблемой длялюбого государства. Процедура имеет несколько форм и этапов, но во всех случаяхсвидетельствует об одном – люди получают деньги противозаконным способом иуклоняются от ответственности. Рассмотрим подробнее, что означает данное понятиеи как отмывание выглядит на практике.

Определение понятия

Простымисловами «отмывание денег» – это их легализация. Люди создают фиктивныедокументы, организации и предприятия для видимости официального дохода.Но есть и другие способы. В отличие от обналичивания, «отмывка» связана снезаконной деятельностью, приносящей доход.

В данном случае речь, как правило,идет о крупных суммах, которые сложно вывести в законное русло безправдоподобного объяснения перед контролирующими органами.

К тому же обналичивание– это вывод безналичных денег в наличную форму, а отмывание часто предполагаетобратное: наличные вводятся на банковские счета для легализации, после чегомогут быть обналичены уже на законных основаниях.

При этом денежные средства конвертируются из наличнойформы в безналичную (к примеру, с помощью терминала мгновенной оплаты), и вобратную сторону (фиктивное получение приза по лотерейному билету илиприобретение выигрышного билета у законного хозяина, стоимость которого можетбыть больше самого выигрыша).

Сутьотмывания денег – сокрытие действительного источника заработка. А уход отуплаты налоговых платежей или обналичивание могут служить уже второстепенными иливспомогательными факторами. «Отмытые» средства используютсядля разного назначения – финансирования компании, личных нужд.

Необходимость отмыть деньги или иные материальныеценности может возникнуть при следующих обстоятельствах:

  1. Если денежный заработок получен в результатенезаконной деятельности, чтобы свободно использовать его на любые цели. Этоможет быть торговля запрещенными предметами, взятка, откат.
  2. Если организация скрывает нелегальную статью дохода, нарушающую законодательство, уходит от уплаты денежных средств государству в виде налоговых отчислений. Деньги «отмывают», отражая иной характер заработка, после чего инвестируют в бизнес.

Основные этапы отмывания денег

Отмытие денежных средств осуществляется в три этапа:

  1. Отслоение. Изначально деньги, полученные незаконным способом, «уводят» от их реального источника. Для этого средства выводятся за границу, переводятся на счета физических или юридических лиц.
  2. Размещение.Средства любыми доступными путями внедряются в легальный денежный поток. Какправило, на данном этапе у злоумышленника уже есть фиктивное подтверждениеисточника их заработка.
  3. Интеграция. Это завершающий этап, когда создается видимость правомерного обладания богатством. Владелец денежных средств может свободно снимать их, переводить на любые счета, приобретать различные предметы, недвижимость.

После прохождения трех основных этапов деньги вновьинвестируются в незаконную деятельность. Процесс может повторятьсянеограниченное количество раз или проводиться единожды, для легализации крупнойсуммы и ее дальнейшего расходования, например, взятки.

Иногда некоторые этапы пропускают. Например, еслиденьги сразу поступили на банковский счет, их внедрение уже не требуется. Ноэто рискованный шаг, так как банк обязательно поинтересуется происхождениемдохода и без документального подтверждения счет может быть заморожен.

Также не всегдапроводиться интеграция, то есть «отмытые» деньги остаются на разных счетах ииспользуются по мере необходимости. В ряде случаев ситуация требует выждатьопределенный срок, чтобы приступить к третьему этапу.

Но сокрытие истинногоисточника поступления средств и запутывание следов – обязательны.

Примеры схем по отмыванию денег

Преступники, как правило, хорошо разбираются во всехвопросах, связанных с отмыванием денег. Поэтому при разоблачении одной схемынезамедлительно разрабатывают новую. Приведем самые известные:

  • Через оффшоры. Таким способом можно отмывать даже очень крупные суммы. Через посредников в странах «налогового рая» открываются оффшорные счета, куда переводятся деньги. Затем их перечисляют на банковские счета третьих стран. Там они могут храниться, инвестироваться в недвижимость, ценные бумаги или другие объекты. Использование оффшорных компаний является широко известным методом легализации денег, так как валютный госконтроль этих организаций просто отсутствует. Плюс владельцам счетов гарантирована анонимность.
  • Через биткоины. Кошельки биткоинов или других криптовалют не считаются официальными платежными средствами в большинстве государств и являются анонимными. Поэтому их легко использовать для вывода денежных средств в любые страны, в том числе те, где криптовалютой можно пользоваться так же, как и обычными деньгами – оплачивать товары. Валюта с кошелька переводится на банковский счет и конвертируется в доллары, евро и т.д. Первоисточник дохода уже не известен.
  • Через ИП или организацию. Очень простая и сравнительно надежная схема – ведение фиктивного бизнеса. Посредники открывают кафе, бар, сеть платежных терминалов, розничные магазины и т.д. Независимо от потока реальных денежных средств, полученных от клиентов, в бизнес вводятся незаконные деньги. Отследить и вычислить их практически невозможно, а при своевременной уплате налогов и ведении документации подозрений не возникнет ни у банка, через который оборачиваются средства, ни у иных контролирующих органов.
  • Через структурирование капитала. Пример: большая сумма денег разбивается на маленькие доли, которые не вызовут подозрения у налоговой. Затем они переводятся через банковские карты посредникам, после чего они их снимают и передают изначальному владельцу, но уже в наличной форме за вычетом комиссионных. Например, сумма в размере 10 000 рублей, поступившая на счет/карту физлица, не вызывает подозрений. При этом в каждом банке можно открыть по картсчету и иметь их 10, 20 или 30.

Описанные схемы широко известны и в настоящее времямало используются в такой форме. Чтобы легализовать доходы, преступникивкладывают большие деньги и привлекают посредников. Отработанные методы видоизменяют и адаптируют под современныевозможности.

Например, на сегодняшний день уже встречаются случаи отмыва денегчерез электронные счета кошельков QIWI, WebMoney, Yandex.Money.

Ответственность и способы разоблачения

Чтобы борьба с отмывкой денег в стране былавысокоэффективна важно, чтобы между собой взаимодействовали такие органывласти:

  1. Законодательная.
  2. Исполнительная власть и Министерства.
  3. Судебная.
  4. Правоохранительные органы.
  5. Финансовая разведка (все ее подразделения).
  6. Контрольно-надзорные, во главе с Центробанком.

Банковский сектор наиболее уязвим, так как являетсяосновным инструментом при перемещении денег на оффшорные счета, кошелькикриптовалют, электронных денег.

Поэтому банки должны знать своих клиентов,честно и прозрачно вести деятельность и грамотно определять финансовые риски.Также известны случаи, когда управление финучреждений состояло из преступников,активно отмывающих деньги.

По этой причине взаимодействие различных органоввласти очень важно, так как позволяет жестче контролировать работу банков.

На территории Российской Федерации с 7.08.2001 года действует закон №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Он позволяет банкам «замораживать» счета и проводить расследования о возникновении денежных средств.

Формальнофинучреждения проводят проверку денежных поступлений на суммы, превышающие 600тыс. рублей, а также сделок с недвижимостью, сумма которых превышает 3 млнрублей.

Работники банковского учреждения обязаны оповеститьоб этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Кромеэтого, в законе указано, что банкам строго запрещается открывать счета напредъявителя, совершать переводы размером больше 30 тыс. руб.

, а такжепроводить операции по обмену валюты на сумму от 15 тыс. руб. без предоставленияклиентом действующего паспорта.

На практике внимание банков более пристально – подозрениевызывают регулярные поступления меньших, одинаковых сумм (например, получениеоплаты за неофициальную аренду жилья), единоразовые денежные поступления и/илипереводы, превышающие обычные лимиты. Например, если на счет физлица регулярнопоступает зарплата в размере 30 тыс. рублей, после чего внезапно зачисляетсяперевод в 300 тыс. рублей. При его выводе на иной счет банк может потребовать подтвердитьисточник дохода, причем, документально.

Отслеживают движение денег нетолько банковские учреждения. Есть еще ряд организаций, которые обязаныдокладывать в контролирующие органы о транзакциях клиентов.

Например,страховые, инвестиционные компании, а также фирмы, которые занимаются покупкойи продажей изделий из золота, прочих драгметаллов.

В этом списке и агентстванедвижимости, и многие другие организации и учреждения, через которые проводятсясделки на крупные суммы.

Намировом уровне отмывание денег контролируется «Группой разработки финансовыхмер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ)», созданной еще в 1989 году.На данный момент в нее входит 35 государств-участников и две международныекомпании. Россия стала ее членом в 2003 году.

Суммы штрафов и статьи УК РФ

Чтобы предотвратить преступления в РФ предусмотренотри основные уголовные статьи, по которым привлекаются нарушители:

  1. Статья174 Уголовного Кодекса – легализация денежных средств или иного имущества,приобретенных преступным путем.
  2. Статья 174.1 Уголовного Кодекса –легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом врезультате совершения им преступления.
  3. Статья 175 Уголовного Кодекса – приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

В зависимости от характера сделки при доказательствефакта отмывания денег применяют и другие меры, предусмотренные УК РФ.

По вышеуказанным статьям действуют разные вариантынаказания виновных лиц:

  1. Взыскание штрафа суммой от 120 тыс. руб. до 1 млн. руб.
  2. Принудительное привлечение к общественным работам сроком от 24 до 60 месяцев.
  3. Тюремное заключение – на срок 2 – 7 лет.
  4. Ограничение свободы без тюремного заключения – не более чем на 24 месяца.
  5. В качестве дополнительного наказания иногда применяется запрет на осуществление определенной деятельности и штрафные санкции.

Последствия для страны и экономики

От ведения незаконной деятельности в первую очередьшироко процветает преступность и коррупция. Криминальные структуры находятспособы вывода денег либо других материальных ценностей и вновь инвестируют ихв свое развитие и укрепление.

Взяточничество наносит урон социальной жизнилюдей, ущемляет права честного бизнеса. Страдает и бюджет страны,недополучающий средства в виде налоговых отчислений, но когда речь идет окриминальном бизнесе, данный ущерб является меньшим из зол.

На государственном уровне вводятся соответствующие мерыпо борьбе с отмывкой денег и прочих материальных активов в любой форме, этотребует инвестиций за счет бюджета.

Легальный бизнес терпит финансовые убытки,так как часть мощностей уходит на отчетность и налогообложение.

Например,введение онлайн-касс, позволяющих ИФНС отслеживать все транзакции ИП или ООО,требует денег и на приобретение оборудования, и на его обслуживание.

История зарождения понятия «отмывание денег» беретсвое начало с того момента, как государства ввели ограничения на различные видыбизнеса, стали вести борьбу с преступностью.

Нужно понимать, что всепредпринимаемые правительствами меры направлены на сокращение нелегальногозаработка денег и пресечение криминальных структур.

Последние, имея финансы, способнынанести урон целым странам и каждому человеку в отдельности.

Источник: https://finansy.guru/ekonomika-i-rynki/dengi/otmyvanie.html

115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”: ключевые выдержки из закона

Легализация в банке

Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.

Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.

Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.

На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

КатегорияСубъекты
Физические лицаРоссийские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предпринимателиКредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

Действия, направленные на реализацию закона

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контроль операций

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

СуммаСуть операции
≥600 тыс. рубОперации с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн рубСделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. рубПолучение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн рубОперации организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммыОдин из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г.

Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и  несоответствие сделки целям деятельности компании.

Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

Основные обязанности финансовых организаций

  • Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
  • Обновление полученной ранее информации.

  • Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
  • Блокирование денежных средств и другого имущества.

  • Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
  • Хранение информации.

Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев

Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.

Таблица 3. Критерии идентификации

ОбязанностьСубъектИнформация
Идентификация клиентаФизическое лицо
  • Фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения.
  • Гражданство.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность, и, при необходимости, документов, подтверждающих право находиться на территории Российской Федерации.
  • Адрес места регистрации или пребывания.
  • ИНН (при наличии).
Юридическое лицо
  • Наименование.
  • Организационно-правовая форма.
  • ИНН или код иностранной организации.
  • ОГРН.
  • Адрес регистрации.
  • Информация о бенефициарных владельцах.

Обновление ранее полученной информации

Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.

Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.

Фиксация и представление информации уполномоченному органу

В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:

  • Вид операции.
  • Причины для ее совершения.
  • Дата операции.
  • Сумма.

Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.

Блокирование счетов

Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.

Хранение информации

Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Права финансовых организаций

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  • Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
  • Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  • Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.

Ограничение прав кредитных организаций

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.

Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом

Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.

Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.

Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.

Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.

Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.

В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.

Источник: http://prorko.ru/spravochnik/fz-115-ob-otmyvanii-dohodov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.