+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как проводить парную работу на уроке в начальной школе

Парная форма работы в школе: рекомендации для учителя. Несколько тренингов на отработку навыков работы в группах сменного состава

Как проводить парную работу на уроке в начальной школе

При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.

При фронтальной работе реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика — деятельность класса», при коллективной форме реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность класса — деятельность ученика», при групповой форме деятельности — «деятельность учителя — деятельность группы — деятельность ученика», и с помощью индивидуальной формы деятельности реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика».

Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности.

Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).

Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают.

В школу приходят учиться разные дети: «способные» и «менее способные», «сильные и слабые», и каждый учитель хочет, чтобы все они были активны на уроке. Но…  возникает вопрос, как включить каждого ученика в урок — и «сильного», и «слабого2. Оказывается, эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий.

Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.

Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена.

Одна из таких технологий — «Коллективный способ обучения» (КСО).К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим.

В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава.

Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом.

Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.

Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения

  1. При разговоре смотри на собеседника
  2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
  3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.

Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д.

Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идет обсуждение в парах.

Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть.

Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе.

В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут.

Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.

Каких детей объединять в пары?

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый

Формы организации учебного процесса

Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое чтение учебника — это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем бы то ни было.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.

«Я тебя понял так… Ты это имел в виду?». Я не согласен потому, что… и в связи с тем, что…». «Я предлагаю сделать… Ты согласен с этим?»; «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»; «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»

Тренинг на ориентирование в пространстве

В классе имеется одно свободное место. Учитель начальных классов спрашивает: «Сколько свободных мест в классе?» Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, который должен найти свободное место и занять его.

Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников.

Еще более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращали внимания.

Учитель говорит: «Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише». После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место.

Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.

Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо снимают усталость и переключают внимание ребят.

Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит

Ребята любят играть в «Испорченный телефон». Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением и т.д.

Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

Процесс можно усложнить — вместо фраз взять, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.

Тренинг на умение работать в шуме

Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так.

Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка.

Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою — мальчикам.

Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума.

Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.

Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих «гостей», тогда помимо основного навыка — работы в шуме — будет отрабатываться и дополнительный навык – умение обращаться с карточкой.

Тренинг на умение находить нужную информацию

Этот тренинг можно проводить двумя способами:

  • разрешить всем ходить по классу;
  • разрешить ходить по классу только половине ребят.

Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке «тише едешь», на другой — «дальше будешь». Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят — найти нужного партнера и образовать пару.

Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму — с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму — ответы.

Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета

Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено — номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания — номер зачеркивается.

Тренинг на умение переводить образную информацию в вербальную и обратно

Использование этого приема существенно развивает речь ребенка, способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и точно подбирать предметное действие, соответствующее сказанному партнером слову. С этой целью используются разрезные картинки.

У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом, которую запрещено показывать до окончания работы, а у его партнера — ее разрезные части. Задача первого — руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов.

Затем тот, кто руководил, уходит искать свободного партнера, а тот, кто собирал рисунок, остается ждать нового партнера. Теперь уже руководить будет он.

Об авторе: Мальшакова  Наталья Прокопьевна, учитель  начальных  классов, МАОУ  “Средняя  общеобразовательная  школа № 24” г. Петропавловск-Камчатский.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/metodika/priemy/5868_parnaya_rabota

Как проводить парную работу на уроке в начальной школе

Как проводить парную работу на уроке в начальной школе

Я считаю, что такая работа способствует выработке и осмысленного, и выразительного чтения. На уроке русского языка в 4 кл. при изучении темы

«Правописание окончаний имёни существительного 3-го склонения»

, учащиеся получают задание в парах по одной карточке с последующей взаимопроверкой.

Например: Карточка Составить словосочетание из слов, определить падеж имён существительных букет, сирень; пасти, степь, в; замело, метель; гулять, с, дочь; попросить, у, мать; пришёл, к, молодёжь Такой вид работы способствует выработке орфографической зоркости учащихся, повышает скорость выполнения задания. На уроках математики провожу дидактическую игру в парах при изучении таблицы умножения. Так, на уроке по теме

«Закрепление случаев табличного умножения и деления»

раздаю карточки с примерами на табличное умножение и деление и прошу выбрать из них примеры с одинаковыми ответами.

Такая игра способствует выработке внимания и запоминанию табличных случаев умножения и деления.

Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе

Задачи: 1. Обучать способам организации групп совместного взаимодействия; 2.

Учить планировать деятельность во время учебного процесса; 3.

Развивать навыки социально — культурного поведения.

4. Формировать адекватную самооценку себя и партнера. Подготовка должна начинаться уже с 1 класса. На этом этапе дети усваивают нормы общения в школе, на уроке, только учатся общаться друг с другом.

Постепенно дети понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого не перебивая и не обижая. Второй этап подготовки – это парная работа.

Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать (опровергать аргументированно!) мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного.

Работа в парах может быть очень разнообразной и интересной.

Организация работы в парах на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики.

Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик».

В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи.

Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю любую пару к доске. На примере показываю, как нужно работать. На доске: Рука – ручонка, ручонка – ручей.

В классе стоит шум, так как половина ребят говорит.

В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомим детей с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, исправлять, дополнять, оценивать.

В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать.

Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих в паре и особые сигнальные движения для учителя после окончания работы. Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах, которое можно использовать на русского языка при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова».

Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим соседом по парте. Если задание изучено и выполнено — номер обводится кружочком.

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

“Слабые” же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же – вообще ничего не делают.

В школу приходят учиться разные дети: “способные” и “менее способные”, “сильные и слабые” и каждый учитель хочет, чтобы все они были активны на уроке.

Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.

Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е.

коллектив обучает каждого своего члена. Одна из таких технологий — «Коллективный способ обучения» (КСО).

Польза групповой работы в начальной школе

Поэтому мной востребована технология работы в группах. Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей

  1. Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.
  2. Происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.
  3. Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков) [2; с. 26].

Переходным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую начинаю с первых дней обучения в начальной школе.

Использование парной работы на уроках в начальной школе

Образовать в пару детей сидящих за одной партой 2.

Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава + по схеме не тратится время накопление опыта взаимодействия этой пары — «жеребьёвка» опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей Установление контакта и настрой на совместную работу Упражнения:

При окончании работы:

8 Виды работы в паре 1.Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые 2.Устный счет в парах 3.Математическая раскраска Что значит обсуждать в парах? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их Задайте друг другу по два вопроса по прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них.

Какие еще могут предлагаться задания? 1. Взаимопроверка правила (устный опрос) 2. Аналогично с домашним заданием 3.

Работа с карточками Моя роль как учителя — оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Технология групповой работы на уроках в начальной школе методическая разработка на тему

15Правила организации групповой работы. 18 Контроль учителя за групповой работой 19Обсуждение результатов групповой работы 21Заключение.

Источник: http://econsalting.ru/kak-provodit-parnuju-rabotu-na-uroke-v-nachalnoj-shkole-62471/

Парная и групповая работы как формы организации учебного сотрудничества в начальной школе

Оно способствует развитию навыков критического мышления.

Используя на уроках групповую форму работы, формируются такие УУД как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Групповая работа позволяет увеличить объем усваиваемого материала, творческую и познавательную самостоятельность учащихся, дает возможность одновременно строить человеческие и деловые отношения между детьми.

Для групповой работы необходимо систематически находить место и время на уроках.

Парная и групповая работа в начальной школе

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.

Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.

Задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Источник: http://kupyury.ru/kak-provodit-parnuju-rabotu-na-uroke-v-nachalnoj-shkole-91042/

Журнал Педагог |

Как проводить парную работу на уроке в начальной школе

Починок Вера Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33
Населённый пункт: г.

Симферополь Республика Крым
Наименование материала: статья: Групповые формы работы на уроках в начальной школе.
Тема: “Групповые формы работы на уроках в начальной школе.”
03.06.

2017
Раздел: начальное образование

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

(из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ

№33 г. Симферополя – Починок В. Н.)

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у

детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную

деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю

объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает

возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся:

учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать

группам задания дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

Дети работают по индивидуальным карточкам.

После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, строится

работа в парах по типу « учитель- ученик». В первом классе главным становится

выработка умения договориться, умение общаться. Знакомимся с правилами общения:

как сидеть за партой, как вести общение с собеседником, как попросить о помощи и

т.д.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на

уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры,

обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе

учебной дискуссии, учебного диалога.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса.

Знакомлю учащихся с правилами работы в группах:

Запомни и соблюдай простые правила:

1.

Уважай своего товарища.

2.

Умей каждого выслушать.

3.

Не согласен – предлагай!

Для работы в группе мы с придумали условные знаки, которыми дети пользуются и

сами их нарисовали.

– прошу тишины,

– спасите,

– запутались,

– просим помощи,

– эврика.

В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения

общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре

смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как

соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай

ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте

такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере

показываем как нужно работать.

Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

– Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаю учеников, вырабатываю умения и навыки работы в паре.

Работа ведётся систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в

начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при

повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять

можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт,

взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по

вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме,

ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что

рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два

любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к

услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему?

для чего? и задайте их друг другу.)

Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально,

всем классом.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они

выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно,

чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в

этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем,

свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны

временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются

по теме урока.

Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу

сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ

выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При

групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в

собственных силах.

Работа в группах

Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по

содержанию, а также за счёт определённой расстановки мебели.

Дети, работая группами:

решают, составляют задачи,

ищут наиболее рациональный способ решения;

составляют план произведения, инсценируют;

готовят коллективный пересказ,

пишут продолжение рассказа;

разгадывают кроссворды, головоломки.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке

развития речи одна группа пишет текст – повествование «Зима пришла», вторая группа

– текст – описание «Зимний лес», третья – текст – рассуждение «За что я люблю

зиму?»

При изучении рассказа М. Горького «Воробьишко», первая группа рисует обложку для

книжки или самого Пудика, вторая группа – подбирает пословицы, которые отражают

основную мысль произведения, третья – готовит чтение по ролям.

Интересный приём «Ручеёк».

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы я заготавливаю

к уроку карточки по числу учеников в ряду. карточек отличается друг от

друга. Для ребят второго и третьего ряда составляю аналогичные карточки. После

работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант

начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные

передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики

следующего варианта не займут свои места.

Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.

На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети

невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается

работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться

в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.

Моделирование урока с применением стратегии «Зигзаг».

Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную

дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого

члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает

информацию.

Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в группу, теперь у всех

членов группы одинаковые карточки.

– Обсудите в группе свой материал, решите какие сведения представляют особый

интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы).

Важное место занимает при работе в группах это деление на группы.

Как может происходть деление на группы?

1. По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.

2.Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности

3.По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо

выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная —

согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по

цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

4.По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться

организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать

и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется

самими «лидерами».

5.По выбору педагога В этом случае ведущий создает группы по некоторому

важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические

задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными

возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе

команды. ( В моём классе чаще всего происходит деление на группы по желанию, если

задаётся внеклассное задание, случайным образом – влияет посадка детей по рядам и

по выбору педагога, т. к. делаю группы равноценные)

Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением

членов от каждой группы.

Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=5569

Как проводить парную работу на уроке в начальной школе памятка

Задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е.
универсальные учебные действия.

Организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы.

Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Как проводить парную работу на уроке в начальной школе по фгос

При организации коллективной формы работы учащихся на уроках русского языка повышается уровень их развития, обучения и воспитания.

Важно Учащимся нравится работать в парах, им интересно общаться друг с другом.

Благодаря коллективной работе ученики учатся:

  • формулировать свою точку зрения;
  • выяснять точки зрения своих партнеров;
  • обнаруживать разницу точек зрения;
  • разрешать разногласия с помощью логических аргументов;
  • быть справедливыми и толерантными.

Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

  • обсуждаются разные варианты решений;
  • отвергаются ошибочные варианты;
  • ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении заданий.

Предлагаю своим коллегам, учителям начальных классов, придерживаться методических рекомендаций. 1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было.

Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.
2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец.

Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Преимущества групповой работы

• грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося

;• формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

• в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;

• учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

• у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);

• для решения большинства задач необходима работа всей группы;

• какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;

• улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

• не дает возможности спрятаться, задействованы все;

• вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;

• совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Функции учителя

Организация групповой работы меняет функции учителя.

Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Функции учителя сводятся к следующему:

• объяснение цели предстоящей работы;

Источник: http://37zpp.ru/kak-provodit-parnuyu-rabotu-na-uroke-v-nachalnoj-shkole

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.