+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Должностная инструкция учителя в соответствии с профстандартом 2020

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Должностная инструкция учителя в соответствии с профстандартом 2020

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

За что отвечает педагог дополнительного образования в школе? Должностная инструкция работника

Должностная инструкция учителя в соответствии с профстандартом 2020

Если учитель отвечает за преподавание обязательной образовательной программы, то педагог дополнительного образования (ПДО) за остальные дисциплины. Он может вести кружки, секции, факультативные занятия, быть руководителем творческих или спортивных коллективов.

Как и у любого профессионала, у него есть должностные инструкции (ДИ), которые разрабатывают и принимают в соответствии с пунктами Трудового кодекса РФ, ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Должностная инструкция позволяет работодателю и преподавателю договориться о том, какие обязанности несет педагог и какими правами обладает.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва

Показать содержание

Профстандарт

В 2018 году Министерством труда и социальной защиты утвержден новый профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования 01.003 (приказ № 298н от 5 мая 2018 года).

В документе отражены:

  • юридические и экономические характеристики профессиональной деятельности;
  • описание трудовых функций;
  • возможные наименования должностей;
  • требования к профобразованию и опыту;
  • особые условия допуска к работе;
  • необходимые знания и умения для осуществления трудовых функций.

Этот документ позволяет объективно оценить уровень профессионализма работника.

Кто должен разрабатывать ДИ?

Разработка должностных инструкций для педагогов дополнительного образования входит в обязанности администрации образовательного учреждения (школы или организации допобразования). Иногда шаблон документа разрабатывают в местном отделе образования, а затем адаптируют под конкретные учебные заведения. Единого образца не существует.

Документ согласуют с непосредственным начальником работника дополнительного образования.

Важно! Согласно статье 68 ТК РФ, перед вступлением в должность кандидат должен ознакомиться со своими должностными инструкциями и засвидетельствовать это подписью.

Правила оформления ДИ ПДО в школе в 2020 году

Вверху первой страницы располагается гриф утверждения, где начальник организации ставит подпись при согласовании и утверждении.

Должностная инструкция оформляется с учетом профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования для детей и взрослых». Состоит из следующих пунктов:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Отдельным пунктом может быть выделен раздел, в котором перечислены акты и документы, на которые опирались составители инструкции.

В этом разделе вносится информация о непосредственном начальнике и сфере деятельности работника.

  1. Требования, предъявляемые к кандидату: профобразование, опыт, прохождение медицинского осмотра, аттестация, стаж (в соответствии со статьей 331 ТК РФ).
  2. Знания и умения, которыми должен обладать кандидат на должность ПДО.
  3. Причины, по которым кандидат может быть не допущен к работе, и все документы, с которыми ему необходимо познакомиться прежде, чем приступить к обязанностям.

Обязанности

Это основной раздел, где очень подробно и четко перечисляются все функции, возложенные на занимающего данную должность.

Основные трудовые функции педагога допобразования:

  • создание условий для освоения учащимися дополнительной образовательной программы по своей специальности;
  • организация досуга воспитанников в ходе освоения программы;
  • организация сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников с целью решения вопросов освоения программы;
  • контроль и диагностика уровня освоения программы;
  • программное и методическое обеспечение программы.

Организация вправе дополнить этот перечень другими обязанностями, необходимыми в конкретном учреждении.

Внимание! Обязанности у разных педагогов дополнительного образования даже в рамках одного учреждения могут быть разными.

Например, функционал руководителя кружка по туризму и руководителя кружка по рисованию заметно отличается. В этом случае необходимо подготовить несколько вариантов документа.

Права

Данный раздел включает в себя полномочия и привилегии, которые закрепляются за исполняющим должность. Раздел разрабатывают в соответствии с Трудовым Кодексом, и в нем содержатся социальные гарантии педагога дополнительного образования. Также педагог дополнительного образования имеет право участвовать в вопросах организации труда в рамках своих функций.

Ответственность

Пункт «Ответственность» описывает нарушения, за которые работник будет подвергнут взысканиям вплоть до уголовного наказания. Это могут быть:

  • нарушения Устава организации;
  • ненадлежащее исполнение обязанностей;
  • причинение материального ущерба и прочее.

В заключение можно отметить, что должностная инструкция педагога дополнительного образования — основной документ, определяющий работу педагога допобразования. Он разрабатывается с учетом профстандартов и интересов конкретной организации.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва

Источник: https://pravovoi.center/trudovoe-pravo/dolzhnostnaya-instruktsiya/uchitelya/pedagoga-dopobrazovaniya.html

Должностная инструкция учителя

Должностная инструкция учителя в соответствии с профстандартом 2020

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция учителя [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.

приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Учитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2.

На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность учителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

– педагогику, психологию, возрастную физиологию;

– школьную гигиену;

– методику преподавания предмета;

– программы и учебники по преподаваемому предмету;

– методику воспитательной работы;

– требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

– средства обучения и их дидактические возможности;

– основы научной организации труда;

– нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– трудовое законодательство;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

– [иные знания]

1.5. Учителю запрещается:

– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя;

– использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Учитель:

2.1.

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

2.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

2.4.

Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательной организации, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

2.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

2.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.10. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

2.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.14. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.15. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.16. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.17. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.18. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.19. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.20. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.21. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.22. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.23. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.24. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.25. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Учитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Учитель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-uchitelya

Должностная инструкция учителя в связи с введением профстандарта 2020 москва

Должностная инструкция учителя в соответствии с профстандартом 2020

СМИ, ненормативной лексики;

Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.

Необходимые знания:

  • Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;
  • Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений;
  • Теория и методика преподавания русского языка;
  • Контекстная языковая норма;
  • Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды.

Другие характеристики:

  • Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

3.

Любопытно, что параллельно с ним велась работы над профстандартом для младших воспитателей детского сада (помощников воспитателя), но его так и не приняли.

Московский городской психолого-педагогический университет выступил разработчиком действующего профстандарта воспитателя, который является частью документа, регулирующего требования к работникам сферы образования от дошкольного до среднего звена.

Таким образом, в контексте перехода на ФГОС, с 1 сентября 2019 года работодатели, заключая трудовой договор с сотрудником, принимая решение об организации аттестации, составлении должностной инструкции или принимая иные управленческие решения в отношении кадров детского сада, должны будут руководствоваться нормами утвержденного профстандарта.

Внимание

Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником.

Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Если работник имеет недостаточную квалификацию или уровень его знаний не соответствует требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования, работодатель не вправе использовать эти факты в качестве основания для отстранения или увольнения сотрудника. К счастью, российское законодательство предоставляет право повысить уровень квалификации тем педагогам, чье образование не соответствует профстандарту (но не чаще, чем раз в три года).

Стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» регулирует функции, которые выполняет специалист в ходе реализации профессиональной деятельности.

Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.

) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;Формирование психологической готовности к школьному обучению;Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности.
Она не принимает участия в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Присмотр и уход за детьми с ОВЗ и инвалидностью

Среди всех трудовых функций няни присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья – самый сложный и новый функционал. Работе с этой группой детей нянь также будут обучать в рамках профобучения.

Может ли няня заменить воспитателя

В частных детских садах есть группы по присмотру и уходу.
Их финансируют родители. В них вместо воспитателя может быть только няня. Но в муниципальных детских садах все группы – образовательные.

В таких группах должно быть два работника: воспитатель и помощник воспитателя или няня.

Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза впять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все работники организации, на которых распространяется действие этой инструкции.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом директора от12 февраля 2017 г.№ 67ипрофессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденнымприказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н.

СОГЛАСОВАНО

С настоящей инструкцией ознакомлен.

  1. Издать Приказ о создании специальной рабочей группы.
  2. Составить План по организации введения профстандартов, который должен быть согласован с профсоюзными организациями. При этом важно учитывать время, которое потребуется для повышения квалификации и переподготовки педагогов, которые не соответствуют федеральным требованиям.
  3. В Плане отразить этапы применения профстандартов и их перечень, уточнить требования к профобразованию на основании квалификационных характеристик должностей, указать мероприятия по переподготовки и по образованию педагогов, а также список локальных актов, которые требуют корректировки в связи с введением профстандарта.

Профессиональный стандарт воспитателя детского сада — документ, который требует от педагогов перестройки под форматы ФГОС и современные требования.

Необходимо привести в соответствие с измененными локальными актами должностные инструкции и трудовые договоры работников (в порядке, установленном трудовым законодательством).

На что обратить внимание?Следует отметить, что профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию.

При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, ноне стандартизирует должностные обязанности

Источник: https://zhilkomenergo36.ru/dolzhnostnaya-instruktsiya-uchitelya-v-svyazi-s-vvedeniem-profstandarta-2020-moskva

Должностная инструкция учителя в соответствии с ФГОС – образец 2020 года и как ее составить, права и обязанности

Должностная инструкция учителя в соответствии с профстандартом 2020

Профессия учителя является одной из самых уважаемых уже на протяжении многих лет, а перечень его трудовых функций вряд ли уместится на одной странице.

Однако от того, насколько грамотно и полно составлена должностная инструкция зависит, насколько качественно будет происходить обучение детей.

Именно по этой причине несколько лет назад в стране был утвержден ряд федеральных государственных обязательных стандартов, ставящих во главу личностное развитие учащихся.

В этой статье мы расскажем, что в себе должна содержать должностная инструкция учителя в соответствии с ФГОС, а также представим несколько готовых вариантов данного документа.

Как составить: общие положения

В «Общих положениях» должностной инструкции указываются квалификационные требования, предъявляемые к кандидату на должность.

Учитель является педагогическим работником, а на его должность принимается лицо с высшим или средним профессиональным образованием. Требований к стажу работу при этом, как правило, не предъявляется.

При этом на должность учителя лица, не допущенные к педагогической деятельности в соответствии со статьей 331 ТК РФ, приняты быть не могут.

Для успешного выполнения должностных обязанностей учителю необходимо знание:

  • целей, задач, структуры и основных понятий образовательной деятельности;
  • современного состояния, перспектив и приоритетных направлений образовательной системы страны и региона;
  • законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельности;
  • Конвенции о правах ребенка;
  • традиционного и инновационного содержания теории и практики обучения и развития личности, а также управления образовательным процессом;
  • методических подходов к проектированию и осуществлению образовательного процесса на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов;
  • назначения, сущности и структуры современных образовательных технологий, традиционных и инновационных методов обучения и воспитания учащихся в рамках преподаваемого учебного предмета, особенностей их применения и основных ожидаемых результатов;
  • программ и учебников по преподаваемому учебному предмету;
  • требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов;
  • санитарно- эпидемиологических требований к организации и условиям обучения;
  • методов убеждения, аргументации собственной позиции и установления контактов с коллегами, учащимися и их родителями;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их разрешения и профилактики;
  • трудового законодательства;
  • основ работы с текстовыми редакторами, электронной почтой, таблицами, браузерами и мультимедийным оборудованием;
  • правил трудового распорядка учреждения;
  • правил по пожарной безопасности и охране труда, установленных локальными нормативными актами учреждения.

Назначается лицо на должность учителя и освобождается от нее приказом директора учреждения. При этом в своей деятельности работник должен руководствоваться законодательством РФ в области образования, внутренним уставом и локальными нормативными актами учреждениями, а также правилами трудового распорядка и собственной должностной инструкцией.

Во время отсутствия учителя на рабочем месте его трудовые функции и права передаются другому должностному лицу, назначенному приказом директора учреждения и имеющему соответствующую квалификацию.

Должностные обязанности: на что имеет право учитель и его ответственность

Перечень стандартных должностных обязанностей учителя включает в себя:

  • осуществление тематического планирования преподавания учебного предмета на основе утвержденной рабочей программы, годового учебного графика и расписания занятий;
  • разработку планов проведения отдельных учебных занятий, развитие мотивации и способностей учащихся, осуществление связи обучения по учебному предмету с практикой;
  • проведение учебных занятий в соответствии с утвержденным графиком и расписанием;
  • соблюдение правовых, нравственных и этнических норм, а также требований профессиональной этики;
  • уважение чести и достоинства учащихся и других участников образовательных взаимоотношений;
  • развитие у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в современных условиях, а также формирование культуры безопасного и здорового образа жизни;
  • применение педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм и методов обучения, воспитания;
  • учет особенностей психофизического развития и состояния здоровья учащихся, соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие (в случае возникновения необходимости) с медицинскими организациями;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
  • обеспечение достижения и подтверждения учащимися уровней образования, предусмотренных действующим законодательством в области образования;
  • осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с применением информационно-коммуникационных технологий;
  • соблюдение установленного в учреждении режима защиты персональных данных участников образовательных взаимоотношений;
  • участие в деятельности педагогических советов учреждения и других формах методической работы;
  • систематическое повышение собственного профессионального уровня, прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности;
  • своевременное прохождение медицинских осмотров по направлению работодателя;
  • прохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда;
  • соблюдение устава учреждения, правил трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности.

В то же время учителю категорически запрещено:

  • использование образовательной деятельности для:
    • принуждения учащихся к принятию религиозных, политических или других убеждений, либо отказу от них;
    • разжигания расовой, социальной, национальной или религиозной розни;
    • пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку языковой, расовой, национальной, социальной или религиозной принадлежности;
    • побуждения учащихся к действиям, противоречащим действующему законодательству страны.
  • использование методов и средств обучения, а также образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся;
  • требование от учащихся обязательного посещения мероприятий, не предусмотренных утвержденным учебным планом учреждения;
  • оказание платных образовательных услуг учащимся, если результатом этого становится конфликт интересов учителя.

Следует отметить, что в рабочее время включается не только преподавательская, но и воспитательная, научная, творческая, исследовательская и индивидуальная работа с учащимися. При этом соотношение преподавательской и другой работы в пределах учебного года и рабочей недели определяется соответствующим локальным нормативным актом учреждения.

Отдельным разделом следует прописать права учителя, в том числе на:

  • свободу преподавания и выражения собственного мнения, а также свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • свободу выбора и применения педагогически обоснованных средств, форм и методов обучения;
  • инициативу, разработку и использование авторских программ обучения в пределах реализуемой образовательной программы;
  • выбор средств обучения;
  • участие в разработке компонентов образовательных программ;
  • бесплатное пользование методическими и образовательными услугами учреждения;
  • участие в управлении школы и обсуждении вопросов, связанных с деятельностью учреждения;
  • объединение в общественные профессиональные организации;
  • обращение в комиссию по урегулированию споров между сторонами образовательного процесса;
  • защиту профессиональной чети и достоинства, объективное и справедливое расследование нарушения норм этики педагогических работников.

Также необходимо упомянуть трудовые права и социальные гарантии учителя, такие как:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени (не больше 36 часов в неделю);
  • дополнительное профессиональное образование (не реже 1 раза в три года);
  • ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (продолжительностью, определенной Правительством РФ);
  • длительный отпуск сроком до одного года (не реже, чем рез каждые 10 лет непрерывной педагогической работы);
  • досрочное установление трудовой пенсии;
  • другие права и меры социальной поддержки, установленные на федеральном и региональном уровне.

В разделе об ответственности учителя не будет лишним прописать, что помимо общих оснований, предусмотренных федеральным законодательством, основаниями для прекращения трудового договора с учителем может стать второе за год грубое нарушение устава учреждения и даже однократное применение методов воспитания, связанных с психическим или физическим насилием над личностью учащегося.

Типовая (в соответствии с профстандартом)

Найти образец типовой инструкции учителей-предметников (по ФГОС) вы можете здесь: https://yadi.sk/d/crw3R7bN3TqiqP

Начальных классов

Трудовые функции учителей начальных классов выглядят так: https://yadi.sk/i/vFj4sZjo3Tqixp

Коррекционного класса

Для учителей данного типа мы разместили инструкцию по следующему адресу: https://yadi.sk/d/K_rLzsi23Tqj7S

Дежурного учителя

Бланк должностной инструкции дежурного учителя: https://yadi.sk/i/LPjt3kXx3TqjEX

Логопеда

Должностная инструкция учителя-логопеда в ДОУ выглядит так: https://yadi.sk/i/gxry83FA3TqjPW

В школах используются документы следующего типа: https://yadi.sk/i/MgKgv6Ab3TqjVL

Учителя-дефектолога

Трудовые обязанности учителя-дефектолога зависят от места, где он работает:

  • в школе: https://yadi.sk/i/EOFhFxC43TqjhY
  • в ДОУ: https://yadi.sk/i/injDu58w3TqjsY

Физкультуры

Найти документ, предназначенный для учителя физической культуры, вы можете здесь: https://yadi.sk/i/TzZS3KBV3TqjwU

Математики

Инструкция для учителя математики: https://yadi.sk/i/6k9cNAOL3Tqk7V

Русского языка и литературы

Педагоги, преподающие школьникам русский язык и литературу, работают по инструкциям следующего типа: https://yadi.sk/d/75MuQhSl3TqtMj

Информатики

Должностная инструкция учителя информатики: https://yadi.sk/i/jM-Xcb1f3Tqrip

ОБЖ

Образец инструкции для преподавателя ОБЖ мы разместили по следующему адресу: https://yadi.sk/i/k1ZvyMSw3TqrsF

Технологии

Чтобы найти бланк инструкции для учителя технологии, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/G3k-zORt3Tqrxs

Химии

Для учителей химии используются документы следующего образца: https://yadi.sk/i/NcZTvHQd3Tqs86

Истории и обществознания

Пример должностной инструкции для такого преподавателя мы разместили здесь: https://yadi.sk/i/cbs4DjHx3TqsF4

Географии

Трудовые функции учителя географии выглядят следующим образом: https://yadi.sk/i/95mSulGM3TqsS5

Музыки

Работа учителя музыки должна регламентироваться инструкцией такого типа: https://yadi.sk/i/5Q_WLlam3Tqsgt

Биологии

Пример инструкции для учителя биологии располагается по ссылке: https://yadi.sk/i/EI7J9CZl3TqsoE

Иностранного языка

Должностная инструкция учителя русского языка: https://yadi.sk/i/0c7BFnau3Tqsue

ИЗО

Преподаватели изобразительного искусства работают по инструкциям следующего плана: https://yadi.sk/i/OWHQf4cn3Tqu2X

Руководителя МО учителей

Бланк должностной инструкции руководителя школьного методологического объединения мы разместили по следующему адресу: https://yadi.sk/i/X5q4eCYl3TquF4

Таким образом, руководство образовательного учреждения вправе изменять текст должностной инструкции по собственному усмотрению, главное при этом, чтобы документ был составлен по новому закону об образовании и не противоречил действующему законодательству РФ.

Источник: https://specworkgid.ru/baza-znanij/info/dokumenty/obrazcy-instrukcij/dolzhnostnye/uchitelya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.